В соответствии с п. 5.26 национального
стандарта ГОСТ Р 52249-2004 «Правила производства и контроля качества
лекарственных средств», «исходные материалы следует закупать только у
утвержденных поставщиков (указанных в спецификации) и, по возможности,
непосредственно у производителей этих материалов. Требования к ним должны быть
указаны в спецификациях на исходные материалы, утвержденных производителем
лекарственных средств, и согласованы с поставщиком. Все вопросы, связанные с
производством и контролем исходных материалов, в т.ч. работу с ними, маркировку,
упаковку, порядок предъявления рекламаций и отклонения, следует согласовывать с
производителем и поставщиком». Национальный стандарт также специально
подчеркивает, что закупке первичных и печатных упаковочных материалов следует
уделять такое же внимание, как и исходному сырью (п. 5.40).
Цель аудита поставщиков одна:
обезопасить собственное производство от закупки (поставки) продукции, не
соответствующей требованиям качества (спецификаций) хотя бы по одному
параметру. При длительной работе с утвержденным поставщиком целью аудита
является подтверждение соответствия его продукции актуализированным требованиям
качества (текущим спецификациям). Аудит поставщика обязателен в случае внесения
им изменений в технологию, спецификации и т.д., причем в этих случаях он обязан
предварительно поставить в известность о предполагаемых изменениях потребителя
своей продукции.
Поскольку основным лицом, несущим
юридическую ответственность за качество произведенных лекарственных средств,
является предприятие, их выпустившее, оно и определяет (в лице начальника ООК)
объем и формат аудита поставщиков. Оптимальным следует считать внешний аудит,
эквивалентный внутреннему аудиту предприятия производителя лекарственных
средств. Однако при долговременной успешной работе с поставщиком объем его
аудита по решению начальника ООК может быть сокращен.
В общем плане в число вопросов,
которые должны быть раскрыты при аудите поставщиков, должны быть включены:
наличие (или
отсутствие) лицензии на производство;
наличие (или
отсутствие) системы менеджмента качества, текстуальным эквивалентом которой
является руководство по качеству (Quality Manual);
соответствие
производства правилам GMP в первую очередь для активных фармацевтических
ингредиентов и фармацевтических вспомогательных веществ;
соответствие
производства материалов требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000 (российский
эквивалент - ГОСТ Р ИСО 9000:2001);
наличие в штате
Уполномоченного лица;
имелись ли
рекламации от потребителей продукции;
дата проведения
последней инспекционной проверки (аудита).
При отсутствии на предприятии
поставщика внедренной системы менеджмента качества (чего нельзя исключать)
проверке должна быть подвергнута имеющаяся система качества, а именно:
ее описание в
документе «Информация о предприятии» (если эта информация конфиденциальная, с
руководством предприятия-поставщика может быть заключено письменное соглашение
о конфиденциальности);
наличие
самостоятельного отдела обеспечения качества;
наличие
независимого от производства отдела контроля качества;
наличие и
содержание программы обучения персонала;
план и
результаты аудита поставщиков;
валидационный план
и результаты валидации, включая валидацию аналитических методик;
структура и
качество документации;
спецификации;
план и
результаты самоинспекции;
внутренний
аудит;
упаковка и
маркировка продукции;
рекламации и
порядок работы с ними;
контроль
изменений.
По результатам аудита оформляется
соответствующий протокол (приложение
Ж).
В 1997 г. был образован Комитет по активным фармацевтическим
ингредиентам EC (APIC) со штаб квартирой в Брюсселе, а с 19 декабря 2002 г. в ЕС функционирует Институт соответствия активных фармацевтических ингредиентов (API Compliance Institute)
расположенный там же,
призванные объединить европейских производителей фармацевтических субстанций и
предложить программу их аудита в качестве «третьей (независимой) стороны», что
значительно облегчило производителям лекарственных средств в ЕС определить свое
отношение к ним. Другими словами, полагаясь на заключение APIC, производители лекарственных
средств значительно сократили сроки и объемы аудита поставщиков активных
фармацевтических ингредиентов, что позволило существенно уменьшить расходы по
статье «аудит поставщиков», а также ускорило процедуру их одобрения (или отклонения).