Железобетонная балка является
изгибаемым элементом, в котором под действием приложенной нагрузки возникают
усилия М и Q. Расчетной схемой балки является однопролетная статически
определимая балка, нагруженная равномерно распределенной нагрузкой (g+V).
Расчетный пролет l0 балки считается между серединами площадок ее опирания на
стены. Максимальное значение изгибающий момент достигает в середине пролета, а поперечная сила – у опор. Поэтому ожидать разрушение балки можно именно
в середине пролета - от действия изгибающего момента M и вблизи опор - от действия
поперечной силы Q.
Разрушение в середине пролета происходит
по нормальному сечению (см. рис. 1.1). Изгиб приводит к сжатию бетона выше
нейтральной оси нормального поперечного сечения балки и растяжению ниже этой
оси. Бетон хорошо сопротивляется сжатию и надежно работает вплоть до разрушения
балки. Растягивающие усилия воспринимаются нижней продольной арматурой балки,
которая вместе со сжатым бетоном обеспечивает ее несущую способность. При этом
можно говорить, что растянутый бетон в балке исключается из работы.
Разрушение от действия поперечной
силы происходит по наклонному сечению. Противостоят разрушению балки по
наклонному сечению бетон и арматурные стержни поперечной арматуры, совместно
работающие на растяжение.
Однако сталь хорошо сопротивляется и
сжатию. Если ввести в центрально сжатый элемент стальную арматуру, поперечное
сечение такой колонны по сравнению с бетонной при одной и той же нагрузке будет
значительно меньше, конструкция легче и экономичнее.
В многоэтажном здании наиболее
нагруженными являются колонны первого этажа. На рисунке 1.2 показано, что на
колонну первого этажа нагрузка собирается с покрытия Р1 и трех
перекрытий 3´Р2.
Кроме того, учитывается собственный вес колонн всех этажей. Колонна верхнего
этажа испытывает сжатие от нагрузки Р1 и собственного веса. Между
тем, поперечное сечение колонн всех этажей принято одинаковым 400´400 мм. Разная несущая способность колонн
обеспечивается за счет постановки арматурных стержней с увеличивающейся
площадью поперечного сечения (As) от верхнего к нижнему этажу здания.
Соединить бетон и сталь для
совместной работы как единое целое, значит получить качественно новый материал
– железобетон.
Совместная работа бетона и стальной
арматуры в
железобетонных конструкциях оказалась возможной благодаря следующим их
свойствам:
- бетон при твердении прочно
сцепляется с арматурой, поэтому в конструкциях оба материала деформируются
совместно;
- сталь и бетон обладают близкими по величине коэффициентами
линейного расширения, поэтому при изменении температуры (до 1000С) в
железобетоне возникают очень небольшие начальные напряжения;