2.2.9.1. Информация о
предприятии (Site Master File, SMF)
Впервые указанный документ был принят в апреле 1993 г. PIC под номером PH
4/93 и после ряда дополнений и уточнений вновь введен в действие с 1 ноября 2002 г. под номером PE 008-1. Считается, что это наиболее важное с точки зрения философии GMP
описание действующего фармацевтического предприятия, дающее общее представление
о его производственной инфраструктуре, конкретных технологических операциях,
видах выпускаемых лекарственных форм, системе управления и контроля и т.д.. Его
можно рассматривать как некий обязательный к исполнению шаблон, с помощью
которого держатель лицензии на производство лекарственных средств может представить
информацию о своем предприятии национальным регуляторным органам,
осуществляющим инспекционный контроль в сфере обращения лекарственных средств.
Структуру указанного документа, вплоть до количества страниц и слов в
соответствующих разделах, можно найти в Интернете, например на сайте http://www.gmp-online-consultancy.com/
или http://medicines.mhra.gov.uk/.
В приложении Д к учебнику приведено содержание документа Информация
о предприятии.
2.2.9.2. Руководство по
качеству (Quality Manual)
Данное руководство представляет
собой документ, используемый в системах менеджмента качества в
соответствии со стандартом ИСО 9000:2000. Указанный стандарт дает
следующее определение руководству по качеству: «документ, в котором описывается
система качества организации» (п. 2.7.4 стандарта). Определению сопутствует
также важное примечание: «Руководства по качеству могут варьировать в деталях и
по форме с тем, чтобы подходить к размеру и сложности конкретной организации».
Таким образом, никакой определенной формы
руководству по качеству не предписывается: его структура – это вопрос выбора
работающего над ним персонала. Разумеется, персонал должен быть компетентен в
вопросах качества, уметь излагать его положения точным и ясным языком. Как и
информация о предприятии, это один из наиболее важных документов организации,
выполняющий двоякую функцию: с одной стороны он является своеобразным
справочником для ее работников, с другой – демонстрационным документом для
внешних организаций (заказчиков, соисполнителей, контрактных организаций,
инспекторов регуляторных органов и т.д.).
Руководство по качеству – контролируемый документ. Это
означает, что он должен иметь номер, год выпуска, указание о количестве и
номерах копий, месте хранения оригинала, сроках пересмотра и его причинах,
включать лист записей о внесенных изменениях и дополнениях.
Обычно руководство по качеству состоит из трех частей:
заявления о политике, подписанного руководителем организации высшего уровня;
описания действующей системы качества на предприятии; перечня процедур (или
самих процедур) обеспечения качества. Практика показывает, что стандартный
объем руководства по качеству обычно составляет 50 - 70 страниц.
Основным назначением руководства по
качеству является общее описание системы качества и составляющих ее подсистем
(планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение
качества). Руководство по качеству выполняет функцию постоянного справочного
материала при внедрении системы качества, поддержании ее в рабочем состоянии и
совершенствовании. При сертификации системы качества аудиторы в первую очередь
знакомятся с руководством по качеству. Если оно отсутствует, то дальнейшие
работы по сертификации прекращаются.
На крупных предприятиях может
существовать иерархия руководств по качеству:
общее
руководство по качеству;
руководство по
качеству для различных производств (по видам продукции);
руководство по
качеству для различных подразделений;
руководство по
качеству для различных этапов процесса производства и связанных с ним функций
проектирования, материально-технического снабжения и т.д.
Порядок построения руководств по
качеству, как уже отмечалось, носит необязательный характер и зависит от
потребностей организации. В соответствии с ИСО 10013 в их состав
рекомендуется включать следующие разделы:
наименование,
область применения;
оглавление;
вводную часть об
организации и самом руководстве по качеству;
политику в
области качества;
описание
организации, ответственности и полномочий;
определения
(если в этом есть необходимость);
приложения с
дополнительной информацией (если в этом есть необходимость).