Рабочие инструкции. По сути дела это те же СОП, с той
лишь разницей, что рабочая инструкция – это указание (или свод правил),
описывающее порядок работы с технологическим и контрольным (аналитическим)
оборудованием. Деление внутризаводских инструкций на СОП и рабочие инструкции
представляется более удобным, поскольку последние обладают меньшим объемом по
сравнению с СОП и могут быть легко размещены (укреплены) непосредственно у
аппарата, реактора, прибора или иной установки, что облегчает пользование ими
при необходимости.
Спецификации. Как уже отмечалось, спецификацией
называют документ, содержащий требования, предъявляемые к сырью, материалам и
продукции, используемым или получаемым в процессе производства, являющийся
основой для оценки их качества. Мы повторно приводим здесь это определение,
имея в виду исключительную важность спецификации в системе обеспечения качества
как носителя жестких параметров, только в пределах которых сырье, материалы и
лекарственные средства отвечают своему предназначению, т.е. соответствуют
показателям безопасности, эффективности и качества.
Регистрационная документация
(заполняемые формы). Это множество самых разнообразных документов – журналов, протоколов,
актов, отчетов, списков, бланков и т.д. и т.п., разработанных и используемых на
предприятии с целью протоколирования (регистрации) любых действий в рамках
подготовительных, производственных, контрольных, складских, валидационных,
логистических и любых иных процедур, в результате которых создается главный
фармацевтический продукт – лекарственное средство.
Образец одного из таких документов – форма протокола аудита
поставщика – приведен в приложении Л.
Регистрационную документацию разрабатывают подготовленные технические
специалисты различных подразделений предприятия (например, складской
направленности – работники склада) при содействии, рекомендациях и контроле со
стороны ООК.
На предприятии должна быть разработана процедура,
предусматривающая сохранение заполняемых форм в течение установленного периода
времени при контролируемых условиях, включающих: санкционированный доступ к
ним; хранение в специально установленных местах и условиях, исключающих их
порчу и утерю; восстанавливаемость; ответственность назначенных лиц за
сохранность.
Регистрационная документация является надежным инструментом
расследования несоответствий, управления ими, назначения корректирующих
действий, предупреждения несоответствий – всего того, что регламентировано
системой менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО
серии 9000:2000, а также правил GMP.
2.2.10. Обучение персонала
Обучение персонала – важнейший
элемент деятельности организации, направленный на развитие и совершенствование
системы обеспечения качества. Именно с этой целью в ООК вводится штатная
единица менеджера по обучению, являющегося ответственным перед руководством
компании и своим непосредственным руководителем – начальником ООК – лицом. На
него возлагается высокопрофессиональная работа по организации обучения,
заключающаяся в построении корпоративной модели, которая охватывала бы все
уровни руководства и исполнения в организации – от высшего до низового.
Корпоративное обучение – одно из наиболее
перспективных направлений развития бизнес-образования современной организации,
являющееся залогом ее конкурентоспособности. Оно предусматривает обучению ее
сотрудников как единой команды с учетом уровней функционирования, направления
деятельности и степени вовлеченности в производственный или управленческий
процесс. Отметим, что менеджер по обучению на основании анализа структуры
организации, ее миссии, политики и позиционирования на рынке выстраивает
адекватную модель, охватывающая соответствующими обучающими программами высший
уровень руководства (топ менеджеров), сотрудников ООК и ОКК, руководителей и
работников производственных подразделений и вспомогательного персонала. Он же
осуществляет руководство подготовкой всей необходимой документации по обучению,
согласовывает ее с соответствующими должностными лицами, назначает
ответственных за ее оборот, обеспечивает контроль обучения, организует проверку
знаний и т.д.
Менеджер по обучению организует на предприятии собственную
команду так называемых внутренних тренеров из специалистов, более всего подготовленных
к обучающей работе (например, начальников цехов, мастеров и т.д.). На крупных
предприятиях внутренний тренер может быть освобожденным специалистом.
К менеджеру по обучению предъявляются высокие требования в
отношения квалификации, профессиональной подготовки, опыта работы в сфере
обучения и т.п. Его соответствие этим требованиям должно быть документально
подтверждено. Менеджер также должен совершенствовать свои знания, причем
решение о том, как это лучше осуществить, он должен принимать самостоятельно.