ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

    Философия как особая форма бытия мысли реализуется в определенной системе координат - пространстве и времени. Поэтому говорить о ее предметном содержании можно, указав на пространственно-временную область бытования философской мысли. Нужно учитывать, где, когда и как она возникает, на чем акцентирует свое внимание, какие выполняет функции. При этом она задает предметную область, в которой она живет, обретает свою значимость, действует как духовный фактор в структурах общественной жизни.

    В целом можно сказать, что предметной областью философии является отношение человека к миру. Формы и способы осмысления, выражения и представления этого отношения составляют основное содержание философского знания. Вся палитра философских воззрений так или иначе раскрывает отношение человека к миру.

    С учетом динамики связей и отношений человека к миру предмет философии является многоликим и многообразным, а главное - он является креативным, т.е. возникает, образуется и порождается вместе с изменениями в способах и формах бытия человека и его духовных состояниях. От всех других областей знания, изучающих человека (например, анатомия), общество (социология), политику (политология) и т.д., - философия отличается тем, что исследует закономерности существования и развития человека, взятого в его отношении к миру; спрашивает об основаниях различных форм этого отношения; изучает возможности и специфику их познания. Современная философия также открывает для себя новые предметные области: бессознательное (фрейдизм), динамика знания (эпистемология), пол (философия феминизма), язык (аналитическая философия) и др.

    При определении предмета философии следует учитывать, по отношению к какой именно философии указывается предмет (например, по отношению к западной или русской, античной или современной и т.д.). Необходимо принимать во внимание следующее положение: предмет философии постоянно переопределяется. При этом в каждом конкретном случае предмет философии может и должен быть указан и определен.

    Под структурой философии, как правило, понимается взаимосвязь разделов философии. Философия в ее современном состоянии включает в себя несколько разделов, которые отличаются друг от друга по своему предмету, методам и способам описания и представления той или иной предметной области.

    Разделы философии имеют либо теоретическую, либо прагматическую направленность. К теоретической философии относятся онтология, гносеология, методология и др.; к прагматической философии - философская антропология, социальная философия, философия культуры, философия экономики и т.д.

    Онтология как один из разделов философии рассматривает бытие, его начала, первопричины, формы. Онтология представляет собой учение о бытии в его данности человеку.

    Другой раздел философии - гносеология - разрабатывает проблемы познания. Среди основных гносеологических вопросов: "Каковы условия, возможности и содержание познания?", "Как относится знание к реальности?", "Каковы взаимоотношения познающего человека и познаваемой реальности?", "Что такое истина и каковы ее критерии?" (подробнее см. тему "Познание").

    Методология занимается разработкой общих методов познания, анализирует способы построения, обоснования и преобразования знания. Поскольку философия имеет дело с интеллектуальной активностью человека, то метод в ней трактуется как способ организации мыслительного процесса, результатом которого выступают новые знания. Поэтому в философии понятие "метод" в основном употребляется применительно к познанию. Философская методология охватывает собой опыт освоения человеком действительности и выработанные в ходе этого освоения подходы, установки, ориентиры, способы деятельности, принципы и т.д.

    Философская антропология рассматривает проблемы человека. В этом разделе рассматривается множество вопросов: "Какова природа человека?", "Каким образом исполняется человек?", "Каковы смысл, ценности и цели жизни человека?" и др. (подробнее см. тему "Проблема человека в философии").

    В социальной философии представлена развернутая характеристика общества как особой реальности. В этом разделе исследуется вопрос о социальном бытии человека, его включенности в динамическую структуру общества. Часто этот вопрос трансформируется в вопрос о взаимодействии человека и общества (подробнее см. тему "Философское осмысление общества").     


    Функции философии указывают на то, как именно исполняется философия в жизни человека и общества. Обычно выделяют мировоззренческую, методологическую, познавательную, критическую и гуманистическую функции философии.

    Мировоззренческая функция философии выражается в том, что философия формирует взгляд человека на мир и на самого себя. Философия задает определенный угол зрения, перспективу мировидения; она предлагает возможные варианты усмотрения в мире того, что находится за гранью опыта, а также того, что скрыто за стереотипами мышления. При этом для самого человека возможны изменение жизненной позиции, выбор новых ориентиров в мире.

    Методологическая функция философии состоит в том, что философия разрабатывает общие методы познания. Наиболее известным общефилософским методом познания является диалектика. Кроме этого, в философии разрабатываются и другие методы - герменевтический, феноменологический и др. Разработанные в философии методы могут использоваться в разных науках, прежде всего гуманитарного направления - истории, педагогике, политологии, социологии и т.д.

    Вместе с тем следует отметить, что различные отрасли научного знания, и прежде всего прикладного характера, имеют свою теоретико-методологическую базу, которая обеспечивает успех в решении специальных задач. Например, проведение социологического опроса вовсе не предполагает обращения к философии. Но при создании новых учений и теорий без философских идей и принципов обойтись довольно сложно, так как именно с их помощью переосмысливаются теоретические основания и вырабатываются новые подходы к изучению действительности.

    Познавательная (гносеологическая) функция философии проявляется в двух основных моментах. Сама философия может рассматриваться как форма познания, вырабатывающая наиболее общие схемы взаимоотношения человека и мира. Наряду с этим в философии осмысливается опыт познания, причем независимо от того, в каких сферах этот опыт имеет место. При его обобщении и переосмыслении появляется новое знание.     


    Гуманистическая функция философии состоит в том, что путем философского размышления человек может осмыслить и переосмыслить опыт своей жизни, самоопределиться, наметить ориентиры будущей деятельности, попытаться выявить свои возможности и реализовать свой творческий потенциал.

    Это особенно важно в кризисные моменты жизни. Благодаря осмыслению и переосмыслению взаимоотношений с людьми, своего места в обществе, интересов и стремлений, человек приходит к новому осознанию своей жизни. Философствуя, человек выходит из кризиса. Древнегреческий философ Эпикур говорил:

    "Пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души".

    Также следует выделить критическую функцию философии.     


    Завершая рассмотрение данного пункта, следует отметить, что существует взаимосвязь предмета, структуры и функций философии. Наиболее простая и наглядная взаимосвязь предстает, если выбрать в качестве предмета философии метод. Раздел философии, который рассматривает способы построения и организации знания, - это методология. Соответственно, вырабатывая общие способы познания мира, философия выполняет методологическую функцию. Точно так же можно установить взаимосвязь между иными предметом, разделами и функциями философии.     

    Итак, выделенные особенности философии, которые отличают ее от других форм духовной активности, представленные формы и способы описания действительности, обозначенные предметная область философии и структурно-функциональная архитектоника философского знания, - все это определяет своеобразие философии как формы духовной активности и ее особое место в жизни человека и общества.

В начало В начало