ВВЕДЕНИЕ

    Все годы Советской власти частное предпринимательство уничтожалось как явление, чуждое советским гражданам, советскому обществу. Право материального производства и создания услуг принадлежало государству. Даже такие сферы деятельности, которые требовали индивидуального подхода к реализации человеческих потребностей, тоже принадлежали государству. Неэффективность производственной деятельности в ряде отраслей компенсировалось перераспределением прибылей с помощью государства и дефицитом, позволявшим реализовывать все единицы произведенных продуктов независимо от их качества. Принимаемые меры не могли полностью компенсировать недостатки существующей системы.

    Неэффективность экономической системы привела к необходимости ее преобразования. Изменения экономической системы осуществлялись «сверху» путем разгосударствления, начавшегося в 1985 году, и приватизации, начавшейся в 1990 году.

    Разгосударствление позволило создать предприятия альтернативные государственным. Это был первый опыт негосударственных форм собственности и форм хозяйствования.
С выходом закона о собственности в 1990 году, признававшем многообразие ее форм, возникает институт частного предпринимательства путем приватизации государственной собственности и аккумуляции частного капитала. Бизнес как форма частной деятельности начинает развиваться, используя частично накопленный опыт государственного предпринимательства, а также опыт предпринимательства дореволюционной России, который оказался востребованным спустя 70 лет.

    Бизнес, дело, предпринимательство, как процесс установления компромисса и договоренности двух субъектов экономики, всегда присутствует в экономическом обществе. Принципы ведения дела, экономические условия договоренности между сторонами связаны как с правовыми условиями, законодательно установленными государством, так и с этическими условиями, принятыми в обществе.

    Многообразие форм бизнеса связано с многогранностью потребностей общества, реализуемых в производстве. Каждый человек, вступая на путь производственной деятельности в условиях рынка, выступает как в роли продавца, так и в роли покупателя, поэтому знания основных принципов ведения дела являются полезными для каждого. Тем более они важны для тех, кто хочет открыть собственное дело.

    Быстрый рост предпринимательской деятельности требует осмысления и разработки научных рекомендаций, чтобы избежать известных ошибок, с которыми сталкиваются начинающие бизнесмены.

    Предлагаемый учебно-методический комплекс дает возможность ознакомиться с понятием бизнеса как экономического явления и способа современного существования экономических субъектов, понять принципы организации собственного дела, увидеть «подводные камни» в ведении бизнеса, показывает место бизнеса как вида деятельности и образа жизни.

    Несмотря на значительные наработки, сделанные учеными в области теории бизнеса, автор настоящего учебно-методического комплекса постарался изложить материал системно, в доступной для самостоятельного изучения форме, чтобы привлечь внимание студентов к предпринимательству как повсеместному явлению и образу существования рыночного хозяйства.

В начало В начало