2.9.2. Учет операций по расчетному счету

    Все предприятия и организации независимо от форм собственности должны хранить денежные средства в учреждениях банков. Для этого необходимо открытие расчетного счета.

    Расчетный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами. Порядок открытия расчетного счета регулируется Банком России. Для открытия расчетного счета организация обязана предоставить в банк следующие документы:

    1)  заявление на открытие счета установленной формы;

    2)  копия учредительного договора, заверенная нотариально;

    3)  копия устава, заверенная нотариально;

    4)  свидетельство о государственной регистрации организации;

    5)  справка налоговой инспекции по налогам и сборам о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;

    6)  карточка установленной формы с образцами подписей и оттиском печати (может быть заверена нотариально или оформлена в присутствии сотрудника кредитной организации без нотариального удостоверения).

    При открытии расчетного счета с организацией заключается Договор банковского счета, в котором отражается перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию, также указываются номер расчетного счета и платежные реквизиты банка (корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК)).

    Корреспондентский счет – это банковский счет, отражающий расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора. Расчетный и корреспондентский счета содержат 20 цифр.

    Банк осуществляет безналичные расчеты организации на основе документов установленной формы. В настоящее время выделяют следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитивам; расчеты по инкассо; расчеты чеками. Форму безналичных расчетов организация выбирает самостоятельно. Банки не имеют права вмешиваться в договорные отношения своих клиентов. Для проведения той или иной операции по банковским счетам организация должна предоставить в банк соответствующий расчетный документ. Расчетные документы принимаются банками в четырех экземплярах.

    Расчеты платежными поручениями применяются организациями-плательщиками при списании денежных средств со своего счета на счет получателя средств. Платежное поручение является расчетным документом, содержащим распоряжение владельца счета обслуживающему его банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытом в этом или другом банке. В платежном поручении обязательно должны указываться: номер и дата, вид платежа, реквизиты плательщика (расчетный счет, БИК, ИНН), сумма, банк получателя и реквизиты получателя, назначение платежа, обязательно ставится подпись и печать организации.

    Расчеты по аккредитивам применяются в тех случаях, когда оплата денежных документов производится по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки товара покупателю. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлению последним документов, соответствующих условиям аккредитива. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: депонированные и гарантированные; отзывные и безотзывные. При открытии депонированного аккредитива банк перечисляет за счет средств плательщика сумму в распоряжение исполнительного банка на весь срок действия аккредитива. Отзывным называется аккредитив, который может быть изменен или отменен без предварительного согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств. Гарантированный аккредитив предоставляет банку право списывать средства с корреспондентского счета, открытого у него, в пределах суммы аккредитива.

    Расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю. Чекодатель – это юридическое лицо, имеющее денежные средствам в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – это юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.

    Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действие по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежное требование – это платежный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по договору к должнику (плательщику) об оплате определенной денежной суммы через банк. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовое поручение применяется:

    1)  для взыскания денежных средств контролирующими органами;

    2)  для взыскания по исполнительным документам;

    3)  в случаях, предусмотренных по договору между получателями и плательщиками денежных средств.

    Синтетический учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете организации ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета отражается поступление денежных. средств на расчетный счет организации, а по кредиту счета отражается списание денежных средств с расчетного счета организации. При наличии нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Выписки банка выдаются уполномоченным на их получение лицам по распоряжению руководителя организации и по согласованию с главным бухгалтером.

    Основные бухгалтерские записи по учету операций на расчетных счетах рассмотрены в табл. 2.8.

Таблица 2.8
Отражение на счетах бухгалтерского учета операций на расчетном счете
Содержание хозяйственной операции
Д-т
К-т

    Поступили денежные средства из кассы на расчетный счет

51
50

    Отражается поступление авансов, предоплаты от покупателей

51
62

    Получены краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы

51
66,67

    Поступили от учредителей суммы вкладов в уставный капитал

51
75

    Зачислены суммы страховых возмещений, полученных от страховых компаний

51
76

    Предоставлены денежные займы другим организациям

58
51

    Перечислены платежи в бюджет по налогам и сборам и внебюджетные фонды

68,69
51

    Погашены краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы

66,67
51

    Оплачено поставщикам за товарно-материальные ценности (работы, услуги)

60
51

    Оплачены счета различных организаций за работы, услуги

76
51

    Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на российской территории и за ее пределами, в аккредитивах, чековых книжках и других платежных документах (кроме векселей), организации могут иметь специальные счета в учреждениях банка. Синтетический учетданных операций осуществляется на бухгалтерском счете 55 «Специальные счета в банках», к которому открываются следующие субсчета: аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета и др. По дебету этого счета отражается зачисление денежных средств в аккредитивы, депозиты, депонирования для выдачи чековых книжек, в корреспонденции со счетами 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам, займам». Использование денежных средств, находящихся на специальных счетах, отражается по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет таких счетов, как 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и ряд других. Аналитический учет ведется по каждому субсчету отдельно в разрезе каждого выставленного аккредитива, полученной чековой книжки, депозитного вклада.

    Организация учета наличного и безналичного денежного оборота в целом должна обеспечить контроль сохранности денежных средств и денежных документов соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, целевое и рациональное их использование.

    
В начало В начало