Оценка стоимости предприятия - сложный и трудоемкий процесс, состоящий из следующих стадий:
Каждая стадия в свою очередь состоит из нескольких этапов.
На стадии определение проблемы выделяют следующие этапы: идентификация предприятия, выявление предмета оценки, определение даты оценки , формулировка целей и функций оценки, определение вида стоимости, ознакомление заказчика с ограничительными условиями.
При идентификации предприятия указывается его полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции и др.
Предмет оценки - это вид имущественных прав, который оценивает: прав на предприятие, права на материальные активы предприятия, права на акционерный капитал акционерного общества, долю участника в уставном капитале предприятия, права на пакет акций предприятия или какой-либо иной интерес.
Определение даты оценки, или момента времени, на который выполняется оценка. Это может быть дата продажи предприятия, дата его осмотра, дата судебного разбирательства, связанная с разделением имущественного комплекса, и другие случаи.
Определение цели оценки (какой вид стоимости требуется определить) - важный этап, от которого зависит выбор методики проведения оценки. Например, методы, используемые для оценки предприятия в целях налогообложения, могут значительно отличаться от тех, которые применяются в целях его ликвидации.
Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку - состоит из следующих этапов: предварительный осмотр предприятия и знакомство с его администрацией, определение исходной информации и источников информации, определение состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и календарного плана, подготовка и подписание договора на оценку.
Сбор и анализ информации - можно разбить на следующие этапы: сбор и систематизация общих данных, сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования.
Самый распространенный способ представления общих данных - это разбивка их на подразделы, касающиеся сектора рынка, на котором функционирует предприятие, вида продукции, цен на нее, местоположения предприятия (данные о городе, районе, где расположено предприятие), финансового и технико-экономического состояния оцениваемого предприятия и т. п. Преимущество данного способа представления собранных данных заключается в том, что, собрав и систематизировав информацию один раз, в дальнейшем ее можно использовать для проведения оценок других предприятий.
Кроме общих необходимо собрать еще и специфические данные, к которым можно отнести данные о предприятии и сопоставимых продажах. Данные о предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом участке, включая финансово-экономические и психические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений т. д.
В настоящее время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью не достаточно развит, поэтому сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки.
Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) - ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий.
Постоянно действующие факторы конъюнктуры: научно-технический прогресс, влияние монополий, вмешательство государства, инфляция, сезонность и др. Непостоянные (стихийные) факторы конъюнктуры: социальные конфликты, стихийные бедствия, политические кризисы и др.
Важным элементом методологии анализа и прогноза рыночной конъюнктуры является установление активности и характера действия циклических факторов, определение фазы цикла, сроков перехода цикла в следующую фазу и его динамика в перспективе. Цикличность рынка - постоянные краткосрочные и долгосрочные колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными процессами. Экономический цикл содержит фазы подъема, высокой конъюнктуры (бум), спада (рецессия) и низкого уровня экономической активности (депрессия). Подобный цикл длится от 3 до 5 лет.
Существует определенная группа показателей, которые можно назвать индикаторами экономического цикла. Они делятся на три группы:
Изучение конъюнктуры рынка осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии конъюнктуры, т. е. составить прогноз.
В число этих показателей входят:
Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого отражаются изменения любых других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для полной характеристики состояния экономики в целом, так и при изучении положения конъюнктуры на каком-либо товарном рынке.
Вся методология оценки бизнеса построена на аксиоме «деньги завтра не есть деньги сегодня». Для правильной оценки будущих поступлений необходимо провести временную корректировку, используя сложный процент и дисконтирование .
При сложном проценте каждое последующее начисление ставки осуществляется от накопленной в предыдущий период суммы. Простой процент не предполагает данной процедуры - доход приносит только первоначально вложенная сумма.
Если известна текущая (сегодняшняя) стоимость денег (PV) и требуется определить ее накопленную сумму (будущую стоимость) на конец определенного периода (FV) при заданной ставке дохода на капитал (i), то будущую стоимость (сумму, образовавшуюся на конец периода) можно определить:
где n - число лет.
При более частом, чем 1 раз в год начислении процентов накопленную сумму можно рассчитать:
где k - число начислений в год.
Величина обратная накопленной сумме - текущая стоимость определяется:
Эта функция обратна функции накопленной суммы денежной единицы.
Смысл задач такого класса состоит в том, чтобы при заданной ставке дисконта дать оценку текущей стоимости тех денег, которые могут быть получены (заплачены) в конце определенного периода.
![]() |
![]() |