2.8. Этапы процесса оценки

Оценка стоимости предприятия - сложный и трудоемкий процесс, состоящий из следующих стадий:

  1. Определение проблемы.
  2. Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на проведение оценки.
  3. Сбор и анализ информации.
  4. Анализ конъюнктуры рынка.
  5. Оценка земельного участка.
  6. Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого объекта.
  7. Согласование результатов, полученных с помощью различных подходов к оценке.
  8. Подготовка отчета и заключения об оценке.
  9. Доклад об оценке.

Каждая стадия в свою очередь состоит из нескольких этапов.

На стадии определение проблемы выделяют следующие этапы: идентификация предприятия, выявление предмета оценки, определение даты оценки , формулировка целей и функций оценки, определение вида стоимости, ознакомление заказчика с ограничительными условиями.

При идентификации предприятия указывается его полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции и др.

Предмет оценки - это вид имущественных прав, который оценивает: прав на предприятие, права на материальные активы предприятия, права на акционерный капитал акционерного общества, долю участника в уставном капитале предприятия, права на пакет акций предприятия или какой-либо иной интерес.

Определение даты оценки, или момента времени, на который выполняется оценка. Это может быть дата продажи предприятия, дата его осмотра, дата судебного разбирательства, связанная с разделением имущественного комплекса, и другие случаи.

Определение цели оценки (какой вид стоимости требуется определить) - важный этап, от которого зависит выбор методики проведения оценки. Например, методы, используемые для оценки предприятия в целях налогообложения, могут значительно отличаться от тех, которые применяются в целях его ликвидации.

Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку - состоит из следующих этапов: предварительный осмотр предприятия и знакомство с его администрацией, определение исходной информации и источников информации, определение состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и календарного плана, подготовка и подписание договора на оценку.

Сбор и анализ информации - можно разбить на следующие этапы: сбор и систематизация общих данных, сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования.

Самый распространенный способ представления общих данных - это разбивка их на подразделы, касающиеся сектора рынка, на котором функционирует предприятие, вида продукции, цен на нее, местоположения предприятия (данные о городе, районе, где расположено предприятие), финансового и технико-экономического состояния оцениваемого предприятия и т. п. Преимущество данного способа представления собранных данных заключается в том, что, собрав и систематизировав информацию один раз, в дальнейшем ее можно использовать для проведения оценок других предприятий.

Кроме общих необходимо собрать еще и специфические данные, к которым можно отнести данные о предприятии и сопоставимых продажах. Данные о предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом участке, включая финансово-экономические и психические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений т. д.

В настоящее время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью не достаточно развит, поэтому сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки.

Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) - ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий.

Постоянно действующие факторы конъюнктуры: научно-технический прогресс, влияние монополий, вмешательство государства, инфляция, сезонность и др. Непостоянные (стихийные) факторы конъюнктуры: социальные конфликты, стихийные бедствия, политические кризисы и др.

Важным элементом методологии анализа и прогноза рыночной конъюнктуры является установление активности и характера действия циклических факторов, определение фазы цикла, сроков перехода цикла в следующую фазу и его динамика в перспективе. Цикличность рынка - постоянные краткосрочные и долгосрочные колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными процессами. Экономический цикл содержит фазы подъема, высокой конъюнктуры (бум), спада (рецессия) и низкого уровня экономической активности (депрессия). Подобный цикл длится от 3 до 5 лет.

Существует определенная группа показателей, которые можно назвать индикаторами экономического цикла. Они делятся на три группы:

  1. Опережающие показатели начинают падать до того, как экономика достигает пика, и начинают расти до того, как экономика проходит зону спада. Например, в США используются 11 опережающих индикаторов экономического цикла:
  2. Совпадающие показатели изменяются одновременно с изменением экономической активности. Сводный индекс по совпадающим параметрам состоит из четырех показателей:

Изучение конъюнктуры рынка осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии конъюнктуры, т. е. составить прогноз.

В число этих показателей входят:

  1. Данные о промышленном производстве: валовой внутренний продукт, индекс физического объема промышленной продукции, использование производственных мощностей, индекс цен производителей, расходы на капитальное строительство, заказы на товары длительного пользования и прочие товары, уровень безработицы. Данные о промышленном производстве дают возможность о конкурентоспособности той или иной страны на мировом рынке; или той или иной отрасли промышленного производства.
  2. Динамика капиталовложений. Анализ динамики капиталовложений позволяет сделать вывод о том, как в дальнейшем будет развиваться производство. Если объем инвестиций в ту или иную отрасль увеличивается, значит, спрос на ее продукцию находится на высоком уровне, поступление заказов растет и производство, скорее всего будет расширяться. И наоборот, если капиталовложения сокращаются - спрос снижается, что моет привести к свертыванию производства.
  3. Сведения о заказах - показатель, позволяющий оценить загрузку производственных мощностей на перспективу.
  4. Показатели по труду (средняя продолжительность рабочей недели, уровень безработицы, фонд заработной платы).
  5. Показатели внутреннего товарооборота (обороты розничной торговли, индексы стоимости жизни, данные о движении товарных запасов, размеры продаж в кредит, информация о внутренних перевозках грузов и т. д.). Данные показатели особенно важны при изучении конъюнктуры рынков товаров потребительского назначения. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения.
  6. Показатели внешней торговли (объем и географическое распределение экспорта и импорта, дефицит торгового баланса). Практически все изменения, которые претерпевает экономика страны в ходе цикла воспроизводства, находят отражение в динамике и структуре внешней торговли. Рост промышленного производства сопровождается увеличением внешнеторговых оборотов, а за кризисным спадом в сфере производства следует сокращение внешней торговли.
  7. Данные, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере (эмиссия ценных бумаг, курс акций, учетный процесс, валютный курс, количество денег в обращении, показатели движения банковских депозитов и т. д.).
  8. Цены (средние цены по товарным группам, индекс цен производства, индекс потребительских цен, индекс-дефлятор).

Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого отражаются изменения любых других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для полной характеристики состояния экономики в целом, так и при изучении положения конъюнктуры на каком-либо товарном рынке.

Вся методология оценки бизнеса построена на аксиоме «деньги завтра не есть деньги сегодня». Для правильной оценки будущих поступлений необходимо провести временную корректировку, используя сложный процент и дисконтирование .

При сложном проценте каждое последующее начисление ставки осуществляется от накопленной в предыдущий период суммы. Простой процент не предполагает данной процедуры - доход приносит только первоначально вложенная сумма.

Если известна текущая (сегодняшняя) стоимость денег (PV) и требуется определить ее накопленную сумму (будущую стоимость) на конец определенного периода (FV) при заданной ставке дохода на капитал (i), то будущую стоимость (сумму, образовавшуюся на конец периода) можно определить:

,

,

где n - число лет.

При более частом, чем 1 раз в год начислении процентов накопленную сумму можно рассчитать:

,

где k - число начислений в год.

Величина обратная накопленной сумме - текущая стоимость определяется:

,

,

Эта функция обратна функции накопленной суммы денежной единицы.

Смысл задач такого класса состоит в том, чтобы при заданной ставке дисконта дать оценку текущей стоимости тех денег, которые могут быть получены (заплачены) в конце определенного периода.

В начало В начало