2.7.2. Качественные характеристики бухгалтерской отчетностии принципы ее составления

     

    Качественные характеристики бухгалтерской отчетности в российской системе учета и отчетности трактуются как требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, к которым относятся: понятность, уместность, достоверность, или надежность, сопоставимость и нейтральность информации.

    Понятность согласно международным стандартам является основным качеством отчетности. Этот критерий предполагает, что пользователи отчетности должны быстро понять и разобраться в сообщаемых им сведениях. Предполагается, что пользователи должны иметь достаточные знания в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета. В условиях российской системы учета и отчетности категория «понятность» не сформулирована. Однако она подразумевается в нормативных актах и связана с содержанием и форматом отчетности, рекомендуемой Минфином России. Если выявляется недостаток информации, содержащейся в рекомендуемых формах, то организации включают в отчетность дополнительные показатели и пояснения.

    Уместность – это качество отчетности, выраженное во всякой полезной для пользователей информации, влияющей на экономические решения пользователей и помогающей им оценивать прошлые, настоящие и будущие события. Характеристика уместности включает в себя категорию существенности, которая закрепляется в учетной политике. Существенным является тот показатель, величина которого составляет не менее 5% от общего итога соответствующей статьи баланса.

    Достоверность, или надежность,то качество отчетности, к характеристике которого в отечественной и зарубежной практике сложились разные подходы. По международным стандартам информация надежна, если она не содержит существенных ошибок, и пользователи могут положиться на нее. С позиции российской системы учета и отчетности достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным правовыми актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

    Качественная характеристика достоверности, или надежности, бухгалтерской отчетности включает следующие категории:

    ·     правдивое представление, которое достигается документированием всех операций;

    ·     преобладание сущности над формой, которое предполагает отражение фактов предпринимательской деятельности, исходя из правовой формы и экономического содержания;

    ·     нейтральность, что предполагает отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей;

    ·     осмотрительность, что заключается в большей готовности к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

    ·     полнота, что предполагает отсутствие пропусков информации, которые могут дезориентировать пользователя.

    Сопоставимость как качество бухгалтерской отчетности согласно международным стандартам означает сопоставимость во времени и сравнимость с информацией других организаций. В российских стандартах учета и отчетности эта качественная характеристика предполагает стабильность учетной политики организации, стабильность форм отчетности, стабильность периодов, за которые отражается информация: за отчетный и предыдущий период – в обязательном порядке и более чем за два периода – по желанию самих организаций. Всякая корректировка информации должна оговариваться в пояснениях к отчету.

    Нейтральность информации, содержащейся в отчетности, подразумевает, что она должна удовлетворять интересы всех пользователей, а не отдельных их групп.

    Кроме основных  качественных характеристик к отчетности предъявляются еще требования отчетного периода и правила оформления.

    Отчетный период – период, за который должна составляться отчетность (отчетная дата – включительно) – это 31 декабря, а отчетный год – с 1 января по 31 декабря.

    Оформление – отчетные формы должны составляться на русском языке и в валюте Российской Федерации.

     

    
В начало В начало