2.7. Общая характеристика подходов и методов оценки бизнеса. Специфика оценки предприятий в Российской Федерации

Большинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех подходов к оценке стоимости предприятий (бизнеса): затратного, сравнительного (рыночного) и доходного.

Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа. Если предприятие (бизнес) не продается и не покупается и не существует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения дохода не являются основой для инвестиций, оценка может производиться на основе определения стоимости строительства с учетом амортизации и добавления стоимости возмещения износа, т. е. используется затратный подход.

В том случае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения рыночной стоимости сравнительный (рыночной) подход, базирующийся на выборе сопоставимых объектов уже проданных на данном рынке. Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Доходный метод основан на капитализации или дисконтировании прибыли, которая будет получена в случае сдачи недвижимости в аренду. Результат по данному методу включает в себя и стоимость зданий, и стоимость земельного участка.

Каждый из трех рассмотренных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.

Метод оценки - способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Так доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков .

Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

При сравнительном подходе используется: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Методы дисконтированных денежных потоков , рынка капитала и отраслевых коэффициентов ориентированы на оценку предприятия, как действующего и которое будет и дальше функционировать. Методы чистых активов и сделок, напротив, применимы для случая, когда инвестор намеривается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска. Метод капитализации разумен для применения к тем предприятиям, которые успели накопить активы в результате капитализации их предыдущие периоды; иными словами, этот метод наиболее адекватен к оценке «зрелых» по своему возрасту предприятий. Метод дисконтированных денежных потоков более применим для оценки молодых предприятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализации в дополнительные активы, но которые, тем не менее, имеют перспективный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими и потенциальными конкурентами.

Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии строгого выбора компании - аналога, которая должна относиться к тому же типу, что и оцениваемое предприятие.

Изолированное использование при оценке отдельных методов недостаточны для проведения полноценной оценки стоимости объекта. Оценщик формирует свое мнение о стоимости объекта в процессе согласования, проверки и анализа данных, вызвавших у него наибольшее доверие. Если считается, что для конкретного случая более всего подходит какой-то определенный метод оценки, то такой метод должен иметь приоритетное значение.

Возможность, и даже во многих случаях необходимость (для получения более достоверного результата), применить к оценке предприятия в конкретной ситуации разные методы оценки бизнеса приводит к идее «взвешивания» оценок, рассчитываемых по разным методам и суммирования таких «взвешенных» оценок.

При этом весовые коэффициенты значимости оценок по разным, допустимым в данной ситуации методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу. Эти коэффициенты сугубо экспертны.

Окончательная оценка стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена по формуле:

,

где Vi- оценка стоимости предприятия (бизнеса); i - методом (все применимые методы оценки произвольно нумезуются); i=1,..,n - множество применимых в данном случае методов оценки; Zi - весовой коэффициент метода номер i.

В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые разные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка, и т. д.

На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть не эффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Применение классических методов оценки стоимости бизнеса к российским предприятиям затруднено в силу объективных причин, в частности это:

Отличительной чертой экономики РФ в настоящее время является ее нестабильность. Риски, с которыми сталкиваются предприниматели в России, намного превышают средние величины, характерные для стран с развитыми рыночными отношениями. Положение усугубляется высокими темпами инфляции. Инфляционные процессы сказываются на положении предприятия: занижают стоимость имущества предприятия; накопление денег для капитальных вложений становится невозможным; доминируют краткосрочные интересы предприятия и т. п.

При оценке российских предприятий особое значение приобретает дата проведения оценки. Привязка оценки ко времени особенно важна, когда с одной стороны, рынок перенасыщен собственностью, находящейся в предбанкротном состоянии, и испытывает недостаток инвестиционных ресурсов, с другой стороны. Для российской экономики характерно превышение предложения всех активов, в том числе недвижимости, над платежеспособным спросом. Цена имущества в условиях сбалансированного рынка не совпадает с ценой в условиях рыночной депрессии. Но владельцев имущества и инвесторов интересует именно реальная цена, которая будет предлагаться на конкретном рынке, в конкретный момент и в конкретных условиях. Получатели стремятся уменьшить вероятность потери своих денег и требуют предоставления определенных гарантий. Поэтому при определении цены предприятия необходим учет всех факторов риска, в том числе риска инфляции и банкротства.

В начало В начало