2.16.2. Учет расчетов с покупателями и  поставщиками

    Поставщики и подрядчики – организации, поставляющие материальные ценности (сырье, материалы), а также выполняющие работу (строительную, ремонт) и оказывающие услуги (подача тепла, воды, газа, электроэнергии), необходимые для осуществления производственной деятельности организации.

    Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками используют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    На этом счете, как правило, ведется учет расчетов по принятым к учету материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам. Все операции, связанные с расчетами за приобретение материальных ценностей (работа, услуги), отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени их оплаты.

    В целях контроля полноты и своевременности расчетов с поставщиками и полноты оприходования материальных ценностей, выполненных работ, услуг следует сопоставлять сумму, уплаченную каждому поставщику, и сумму полученных от нёго ценностей, работ,услуг.

    Организации самостоятельно выбирают форму расчетов за поступившие материалы, выполненные работы и оказанные услуги и предусматривают их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками. Как правило, организации производят оплату счетов поставщиков и подрядчиков платежными поручениями.

    Первичными документами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, являются счета-фактуры, накладные, акты приемки работ (услуг), товарно-транспортные накладные и др. Счета-фактуры, поступающие от поставщиков и подрядчиков, должны регистрироваться в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования поступивших ценностей (работ, услуг).

    Покупатели и заказчики – организации-потребители продукции, товаров, работ, услуг, которые произведены другими организациями. Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», на котором отражается дебиторская задолженность покупателя, заказчика за проданные ему материальные ценности, работы, услуги, правособственности на которые перешло к покупателям, заказчикам в соответствии с условиями договоров. По кредиту данного счета отражаются суммы полученной предоплаты покупателей и суммы выданныхавансов.

    При отгрузке товаров (работ, услуг) покупателям и заказчикам организация выставляет им расчетные документы на сумму оплаты и счета-фактуры с выделением в них отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость (НДС), причитающейся к получению от них.

    Счета-фактуры, выставленные покупателям, должны регистрироваться в книге продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором у организации возникает обязательство по оплате НДС.

    Выручка от продаж, а также поступления, связанные с выполнением работ, представляют собой доходы организации от обычных видов деятельности.

    Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) осуществляется отдельно по каждому поставщику, покупателю, договорам, датам и номерам расчетно-платежных документов, для контроля таких показателей, как расчеты, сроки по которым еще не наступили, и расчеты, которые не оплачены в срок.

    Основные бухгалтерские записи по учету операций на расчетных счетах с поставщиками и покупателями рассмотрены в табл. 2.23.

Таблица 2.23
Отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками
Содержание хозяйственной операции
Д-т
К-т

    Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие активы

07, 08, 10,
15, 41
60

    Отражается НДС по поступившим активам

19
60

    Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные работы и оказанные услуги

20, 25, 26,44
60

    Отражается НДС по принятым работам и услугам

19
60

    Оплачены счета поставщиков за поступившие активы, выполненные работы, оказанные услуги

60
50, 51,
55

    Списывается кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

60
91

    Поступили денежные средства (в том числе авансы) от покупателей в оплату продукции, работ, услуг

50, 51
62

    Начислен НДС в бюджете суммы авансов

62
68

    Отражается задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги и прочие активы

62
90, 91

    Списана дебиторская задолженность покупателей с истекшим сроком исковой давности

91
62

    При оформлении векселей в расчетах с поставщиками и покупателями к счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открывают субсчета «Векселя полученные» и «Векселя выданные».

    Аналитический учет вексельной задолженности помимо общих требований должен обеспечить формирование информации: по видам векселей; по векселедателям и векселедержателям; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, срок оплаты которых не наступил; просроченным векселям.

    
В начало В начало