Выпуск готовой продукции из цеха оформляется следующими первичными документами: ведомостью на сдачу готовой продукции из цеха на склад, накладной на сдачу готовой продукции, приемосдаточным актом. Все первичные документы составляются в двух экземплярах в натуральных показателях. Первый экземпляр, подписанный работником склада, возвращается в цех-изготовитель, а второй остается на складе. На основании первых экземпляров первичных документов составляется ведомость о выпуске готовой продукции в натуральном выражении (за пятидневку декаду, месяц).
Первичные документы о выпуске готовой продукции в бухгалтерий организации проверяются и таксируются. На их основании в конце месяца составляется сводный регистр – ведомость выпуска готовой продукции за месяц.
В этом регистре отражаются данные о ежедневном выпуске продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В этой ведомости готовая продукция отражается в твердой (учетной) оценке. Она разрабатывается в каждом хозяйствующем субъекте самостоятельно и действует длительное время.
Учет продажи продукции начинается с выписки документов. В организации должен быть издан приказ отдела маркетинга на отгрузку продукции в соответствии с договором поставки, который направляется на склад готовой продукции, на основании которого работники склада подбирают и упаковывают продукцию. В этом приказе должны быть следующие реквизиты: наименование продукции, сорт, размер, ее количество. На отобранную продукцию выписывается накладная или комбинированный документ типовой формы – приказ-накладная. После того как продукция подобрана, кладовщики передают ее экспедитору. Приказ-накладную должны подписать кладовщик, экспедитор, руководитель службы, который непосредственно занимается продажей продукции. Обычно приказ-накладную составляют в двух экземплярах, первый из которых передается экспедитору. Он используется в транспортных документах для указания количества мест, массы груза, суммы оплаты за перевозку (например, железнодорожный тариф). Второй экземпляр остается у кладовщика и служит для него оправдательным документом об отпуске готовой продукции со склада. На основании приказов-накладных материально ответственное лицо склада в карточках складского учета делает записи об отпуске готовой продукции. После этого второй экземпляр передается в бухгалтерию. На следующий день после отправки продукции первый экземпляр приказа-накладной вместе с квитанцией об отправке груза также поступает в бухгалтерию. На крупных предприятиях с большим грузооборотом количество экземпляров может быть гораздо больше. Первый и второй экземпляры приказа-накладной вместе с приложенными документами (квитанциями), отражающими законность и правильность отгрузки продукции, передаются в финансовый отдел или финансовую группу организации, где проверяется правильность отгрузки, ее соответствие условиям поставки.
После этого на отправленную продукцию может быть выписан счет-фактура, в котором необходимо указать сумму счета, ассортимент, количество, цепу, отдельной строкой стоимость тары или другой упаковки, железнодорожный тариф, оплаченный покупателем (иногда сумма оплаченного железнодорожного тарифа может включаться в сумму платежа), отдельной строкой выделяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
При заключении договора на поставку продукции обязательно указывается место, до которого несет расходы по отправке сам поставщик. Это может быть франко-склад, франко-станция отправления, франко-вагон-станция назначения и т. д. В нашей стране чаще всего используется франко-вагон-станция отправления (железнодорожный тариф и погрузка в вагоны).
Документ на оплату продукции должен быть сдан в банк для востребования платежа в течение 3 дней с момента отгрузки.
Поставщик учет выданных счетов-фактур осуществляет в Книге продаж хронологическом порядке. Счета-фактуры составляются на все отправленные покупателю товары, в том числе на те, по которым действует ставка НДС, равная 0.
При получении аванса поставщик составляет счет-фактуру и регистрирует его в листе продаж. Счет-фактура выписывается также при получении:
- финансовой помощи;
- процентов по векселям;
- процентов по товарному кредиту на сумму превышения размера процента над ставкой рефинансирования ЦБ РФ;
- страховых выплат, полученных по договорам страхования рисков неисполнения договорных обязательств.
Для контроля за правильностью расчетов с бюджетом по НДС ведется специальный регистр – журнал учета выданных счетов-фактур. Данные счетов-фактур и платежных требований-поручений ежедневно регистрируются в ведомости учета реализации продукции (№ 16). Ведомость состоит из нескольких разделов. В 1 разделе регистра «Движение готовых изделий в ценностном выражении» отражаются данные о движении готовой продукции в двух оценках: фактической и учетной. Здесь же отражается фактическая себестоимость продукции, отправленная покупателям.
Во 2 разделе ведомости совмещается синтетический и аналитический учет движения товаров отгруженных. Здесь же отражаются данные о расчетах с покупателями, на основе которых бухгалтерия организации контролирует их состояние, выявляет не оплаченные в срок документы, принимает меры для ликвидации просроченной задолженности.
В 3 разделе ведомости имеются все необходимые данные о продукции, срок оплаты которой не наступил, о просроченных платежах, товарах на ответственном хранении. По истечений месяца неоплаченные товары переносятся во вновь открываемые ведомости отгрузки. Данные этих ведомостей группируются с целью выявления остатков товаров, отгруженных в пределах нормативного срока оплаты, неоплаченных товаров, товаров на ответственном хранении. Выявленные таким образом суммы затем отражаются в квартальном или годовом балансах.
Данные этого раздела используются в контроле оборотов по счетам 45 «Товары отгруженные» и 90 «Продажа».
![]() |
![]() |