Руководство по изучению дисциплины "Основы бизнеса"
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Вернуться к содержанию...
Оглавление
Тема 1. Бизнес как система
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда бизнеса
Тема 3. Условия и особенности развития бизнеса в России
Тема 4. Организационные формы бизнеса
Тема 5. Основные этапы организации бизнеса
Тема 6. Предприятие как основное звено бизнеса и его структура
Тема 7. Основные принципы построения структуры
Тема 8. Информационное обеспечение бизнеса
Тема 9. Выбор концепции бизнеса
Тема 10. Риски в деятельности предприятий
Тема 11. Деловая репутация в бизнесе
Тема 12. Кадровое и финансовое обеспечение бизнеса
Тема 13. Социально-психологические аспекты бизнеса
Тема 14. Структура бизнеса в российской экономике
Тема 15. Структура бизнеса в Ульяновской области.Проблемы становления и развития
Тема 16. Создание промышленной инфраструктуры Ульяновской области
Тема 1. Бизнес как система
Цель:
Получить представление о бизнесе как экономическом явлении, носящем
всеобъемлющий характер в рыночной экономике.
Учебные
вопросы:
- Общее понятие бизнеса.
- Объекты бизнеса, субъекты бизнеса.
- Цели и задачи бизнеса.
- Виды бизнеса.
- Бизнес
как система деловых отношений между субъектами.
- Структура бизнеса.
- Инфраструктура бизнеса.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- кто является субъектом бизнеса;
- условия для возникновения предпринимательской деятельности;
- особенности бизнеса в различных сферах деятельности;
- причины многообразных форм бизнеса;
- содержание инфраструктуры бизнеса;
- условия существования бизнеса;
уметь:
- оценить место субъекта в рыночной экономике;
- определить цели бизнеса;
- выделить объекты бизнеса;
- раскрыть особенности различных видов бизнеса;
- оценить стратегию бизнеса;
- систематизировать материал по данной теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 1 из учебного пособия;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: бизнесмен, субъект бизнеса, объект бизнеса, производственный
бизнес, коммерческий бизнес, финансовый бизнес, мелкий бизнес, крупный бизнес,
средний бизнес, стратегия бизнеса, франчайзинг, стратегия бизнеса,
инфраструктура бизнеса;
- выполнить тест по теме 1 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Что такое бизнес?
- Что является условием бизнеса?
- Охарактеризуйте место бизнесмена в рыночной экономике.
- Охарактеризуйте основные цели бизнеса.
- Какие основные виды бизнеса можно выделить в российской экономике?
- Основные субъекты и объекты бизнеса.
- Дайте характеристику предпринимательской деятельности с точки зрения его масштабов.
- Место
малых предприятий в экономике России.
- Перспективы развития франчайзинга в России.
- Дайте общую характеристику инфраструктуры бизнеса.
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда бизнеса
Цель:
получить комплексное представление об окружающих факторах, воздействующих на
становление и развитие бизнеса.
Учебные
вопросы:
- Понятие внешней среды бизнеса.
- Состав внешней среды бизнеса.
- Экономическая среда бизнеса.
- Научно-техническая среда.
- Политическая и правовая среда бизнеса.
- Структура внутренней среды бизнеса.
- Основные элементы внутренней среды.
- Технология и организация труда на предприятии.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- из каких элементов состоит внешняя среда бизнеса;
- свойства внешней среды бизнеса;
- различие между факторами прямого и косвенного воздействия;
- содержание экономической среды бизнеса;
- условия формирования демографической среды бизнеса;
- особенности влияния природно-географической среды на предпринимательскую деятельность;
- содержание факторов внутренней среды;
- особенности формирования факторов внутренней среды в зависимости от размеров предприятия;
уметь:
- оценить степень воздействия факторов внешней среды на бизнес;
- раскрыть понятие внешней среды;
- дать содержательную характеристику отдельным факторам внешней среды;
- определить факторы, относящиеся к внутренней среде;
- выявить зависимость между внутренними факторами и размерами предприятия;
- систематизировать изученный материал.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 2 из учебного пособия;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: внешняя среда бизнеса, факторы внешней среды прямого
воздействия, факторы внешней среды косвенного воздействия, экономическая среда
бизнеса, демографическая среда бизнеса, внутренняя среда бизнеса;
- выполнить тест по теме 2 из практикума по дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Определите понятие «внешняя среда бизнеса».
- Назовите факторы внешней среды прямого воздействия.
- Охарактеризуйте факторы внешней среды прямого воздействия.
- Назовите факторы внешней среды косвенного воздействия.
- Раскройте содержание экономической среды бизнеса.
- Каково воздействие на бизнес НТП?
- Объясните роль демографической среды бизнеса.
- Влияние природно-географической среды на бизнес.
- Влияние местоположения на бизнес.
- Содержание внутренней среды бизнеса.
- Раскройте содержание основных факторов внутренней среды.
Тема 3. Условия и особенности развития бизнеса в России
Цель:
определить место предпринимательской деятельности в российской экономике в
период становления рыночных отношений.
Учебные
вопросы:
- Разгосударствление как основа развития бизнеса в России.
- Необходимость государственной поддержки.
- Развитие правовой базы предпринимательской деятельности.
- Накопление опыта рыночных отношений.
- Препятствия на пути развития бизнеса.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- условия развития предпринимательства в России;
- препятствия на пути становления предпринимательской деятельности;
- особенности экономических, политических и социальных условий в российской экономике;
- причины медленного развития предпринимательства;
- особенности становления правовой базы и ее место в развитии бизнеса;
- виды государственной поддержки предпринимательства.
уметь:
- выделить особенности российской экономики;
- оценить место государства в развитии бизнеса;
- раскрыть причины медленного развития различных видов предпринимательства;
- охарактеризовать правовую основу российского бизнеса;
- систематизировать материал по данной теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 3 из учебного пособия;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: разгосударствление, приватизация, самоорганизация
предпринимательской деятельности, форма хозяйствования, опыт рыночных отношений,
правовые основы бизнеса;
- выполнить тест по теме 3 из практикума по дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Раскройте содержание разгосударствления.
- Значение разгосударствления в развитии демократических преобразований в экономике.
- Значение приватизации в развитии бизнеса.
- Виды государственной поддержки бизнеса.
- Особенности развития российского бизнеса.
- Причины стремления субъектов российской экономики к коллективным формам деятельности.
- Основные последствия административно-командной системы.
- Правовые основы российского бизнеса.
- Место культуры в становлении российского предпринимательства.
- Возможности роста предпринимательства в России.
Тема 4. Организационные формы бизнеса
Цель:
охарактеризовать достоинства и недостатки различных форм бизнеса; обосновать
особенности их становления.
Учебные
вопросы:
- Условия становления различных организационных форм бизнеса.
- Организационно-правовые формы хозяйствования в России.
- Полное хозяйственное товарищество на вере.
- Общество с ограниченной ответственностью.
- Общество с дополнительной ответственностью.
- Акционерное общество.
- Факторы, влияющие на организационные формы бизнеса.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- условия возникновения предприятий с неограниченной ответственностью;
- особенности функционирования коммандитного общества;
- условия создания обществ с ограниченной ответственностью;
- отличительные характеристики акционерного общества;
- достоинства и недостатки различных форм бизнеса;
- особенности общества с дополнительной ответственностью;
уметь:
- оценить преимущества и недостатки предприятий с ограниченной и неограниченной ответственностью;
- выделить особенности различных форм бизнеса;
- дать сравнительную характеристику полного хозяйственного товарищества и хозяйственного товарищества на вере;
- определить место акционерных обществ в организационных формах бизнеса;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 4 из учебного пособия;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: неограниченная ответственность, единоличное хозяйство,
полное хозяйственное товарищество, хозяйственное товарищество на вере,
коммандитное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с
дополнительной ответственностью, акционерное общество, акционер;
- выполнить тест по теме 4 из учебного пособия;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Понятие неограниченной ответственности.
- Понятие ограниченной ответственности.
- Условия возникновения единоличного хозяйства.
- Содержание полного хозяйственного товарищества.
- Особенности коммандитного общества.
- Позитивные черты предприятий неограниченной ответственности.
- Негативные черты предприятий с ограниченной ответственностью.
- Преимущества акционерных обществ.
- Недостатки акционерных обществ.
- Выбор формы предпринимательской деятельности.
Тема 5. Основные этапы организации бизнеса
Цель:
получить общее понятие об организационных этапах, необходимых для становления
бизнеса.
Учебные
вопросы:
- Создание предприятия.
- Учредительное собрание.
- Составление протокола.
- Формирование уставного капитала.
- Регистрация предприятия.
- Устав предприятия.
- Бизнес-план предприятия.
- Ликвидация предприятия.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- критерии формирования предпринимательской
деятельности;
- условия начала предпринимательской деятельности;
- основное содержание Устава и Учредительного
договора;
- порядок прохождения этапов организации
предприятия;
- основные пункты бизнес-плана;
- условия реорганизации и закрытия предприятия;
- этапы закрытия предприятия;
уметь:
- оценить содержание отдельной предпринимательской
идеи;
- обосновать условия, необходимые для организации
бизнеса;
- охарактеризовать этапы создания предприятия;
- подготовить резюме;
- составить бизнес-план;
- оценить деятельность предприятия;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 5 из учебного пособия;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: предпринимательская идея, технология производства, Устав
предприятия, Учредительный договор, основной капитал, первоначальный капитал,
резюме, конъюнктура рынка, бизнес-план, чистая текущая стоимость,
рентабельность, внутренний коэффициент эффективности, арбитражный суд,
конкурентное производство, мировое соглашение, ликвидационная комиссия;
- выполнить тест по теме 5 из учебного пособия;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Место реальной предпринимательской идеи в организации бизнеса.
- Капитал и информация как условия организации предпринимательства.
- Назвать основные этапы создания предприятия.
- Содержание Устава и Учредительского договора.
- Формирование уставного капитала.
- Содержание бизнес-плана.
- Содержание обобщенного резюме.
- Оценка деятельности предприятия.
- Этапы закрытия предприятия.
- Значение мирового соглашения как формы оздоровления деятельности предприятия.
 |
 |
Тема 6. Предприятие как основное звено бизнеса и его структура
Цель:
дать характеристику условиям формирования предприятия и его структуры.
Учебные
вопросы:
- Понятие предприятия.
- Внутренняя производственная структура предприятия.
- Производственный цикл.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- определение предприятия;
- содержание самофинансирования, самоокупаемости и
самоуправления;
- задачи материально-технического обеспечения;
- содержание основных и оборотных фондов;
- содержание фондов обращения;
- место информации в деятельности предприятия;
- особенности использования трудовых ресурсов на
предприятии;
уметь:
- оценить значение самофинансирования,
самоокупаемости и самоуправления в организации предпринимательской
деятельности;
- классифицировать предприятия по различным
признакам;
- охарактеризовать предприятия по видам
деятельности;
- раскрыть содержание материально-технического
обеспечения;
- оценить значение необходимых факторов
производства;
- раскрыть содержание производственных и
непроизводственных фондов;
- выделить показатели результативности
предприятия;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 6 из учебного пособия;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: самоуправление, самоокупаемость, самоуправление,
предпринимательство, экономическая активность, материально-техническое
обеспечение, основные фонды, оборотные фонды, производственный цикл, фонды
обращения, трудовые ресурсы предприятия, стиль работы, выручка, валовая
прибыль, чистая прибыль;
- выполнить тест по теме 6 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Дать определение предприятия.
- Что понимается под самофинансированием, самоокупаемостью и самоуправлением?
- Дайте характеристику предприятий по видам деятельности.
- Дайте определение предпринимательству.
- Определите роль материально-технического обеспечения в деятельности фирмы.
- Структура производственных фондов предприятия.
- Структура оборотных производственных фондов.
- Место трудовых ресурсов в деятельности предприятия.
- Место информации в деятельности предприятия.
- Результаты производственной деятельности предприятия.
 |
 |
Тема 7. Основные принципы построения структуры управления бизнесом
Цель:
получить четкое представление о способах сочетания целей предприятия и
соответствующей структуры управления, а также о наиболее эффективном
распределении полномочий между различными подразделениями.
Учебные
вопросы:
- Цели и задачи управления бизнесом.
- Учет основных принципов построения организационных структур.
- Линейная структура управления.
- Дивизиональная структура управления.
- Адаптивные структуры управления.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- содержание управленческой структуры;
- условия, необходимые для учета при построении структуры управления бизнесом;
- содержание принципов построения организационных структур;
- специфику линейной структуры управления;
- особенности построения функциональной структуры управления;
- условия использования линейно-функциональной структуры;
- особенности использования дивизиональных структур управления;
- критерии ипользования адаптивных структур управления;
уметь:
- различать цели и задачи управления;
- раскрыть содержание различных организационных
структур;
- сформулировать определение управленческой
структуры;
- определить критерии для использования той или
иной управленческой структуры;
- раскрыть особенности управленческих структур в
различных видах бизнеса;
- систематизировать материал данной темы.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 7 из учебного пособия;
- обратить внимание на содержание следующих
понятий и терминов: управленческая структура, организационная структура,
линейная структура управления, принцип единоначалия, принцип коллегиальности,
функциональная структура, линейно-функциональная структура, дивизиональная
структура, адаптивная структура;
- выполнить тест по теме 7 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Каковы главные критерии совершенной системы управления?
- В чем отличие организационной структуры от управленческой структуры?
- Каковы отличия целей и задач предприятия?
- Объясните зависимость управленческой структуры от размеров бизнеса.
- В чем заключается основной принцип линейной структуры управления?
- Объясните принцип единоначалия.
- В чем заключаются особенности функциональной структуры?
- Охарактеризуйте наиболее распространенную организационную структуру в современной
промышленности.
- Какие управленческие структуры называются адаптивными?
- В чем заключаются особенности реальных управленческих структур?
 |
 |
Тема 8. Информационное обеспечение бизнеса
Цель:
усвоить совокупность знаний, позволяющих дать комплексную объективную
характеристику месту информации в деятельности бизнеса.
Учебные
вопросы:
- Место информации в бизнесе.
- Виды, источники, состав информации.
- Значение внутренней и внешней информации.
- Целенаправленность информации.
- Качество информации.
- Современные информационные технологии.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- содержание и особенности различных видов
информации;
- основные виды информации;
- содержание внутренней и внешней информации;
- цели использования информации;
- основные направления развития информационного
бизнеса;
уметь:
- оценить место информации в развитии бизнеса;
- раскрыть содержание деловой, релевантной и текущей информации;
- показать значение внутренней информации для предприятия;
- определить содержание составляющих внешней информации;
- оценить критерии оптимальной информационной культуры в бизнесе;
- систематизировать учебный материал по данной теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 8 из данного УМК;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: информация в бизнесе, деловая информация, релевантная
информация, текущая информация, оперативная информация, обзорная информация,
итоговая информация, внутренняя информация, внешняя информация, оптимальная
информационная культура, информационные технологии, информационный бизнес;
- выполнить тест по теме 8 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Дайте определение информации в бизнесе.
- Какая информация необходима для бизнеса?
- В чем заключаются особенности релевантной информации?
- Каково значение текущей информации?
- В чем заключается необходимость во внутренней информации?
- Какова полезность внешней информации для отдельного предприятия?
- В чем заключаются главные качества получаемой информации?
- Какова роль информации в бизнесе?
- Что собой представляют компьютерные технологии?
- Какие виды автоматизированных информационных систем необходимы для успешного бизнеса?
 |
 |
Тема 9. Выбор концепции бизнеса
Цель: усвоить
основные этапы становления бизнеса, определение направления деятельности
бизнеса, последовательность выдвижения концепций и их решения, а также
определение целей, задач и стратегии бизнеса.
Учебные
вопросы:
- Выбор сферы деятельности.
- Концепция бизнеса.
- Стратегия и тактика бизнеса.
- Местоположение предприятия.
- Организация работы предприятия.
- Жизненный цикл товара и бизнеса.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- основные экономические и юридические барьеры,
стоящие на пути к организации бизнеса;
- положение на рынке идентичных и сопутствующих
товаров;
- содержание основных производственных целей;
- принципы определения стратегии бизнеса;
- основные этапы организации работы предприятия;
- особенности организации деятельности крупного, среднего и малого бизнеса;
уметь:
- оценить экономические и юридические барьеры,
связанные с развитием бизнеса;
- систематизировать по значимости товары-заменители и сопутствующие товары;
- определить цели деятельности предприятия;
- разработать концепцию бизнеса;
- оценить место контроля в деятельности предприятия.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 9 из учебного пособия, а также
материал по данной теме из других источников;
- обратить особое внимание на содержание следующих
терминов и понятий: правовой барьер, экономический барьер, рыночная «ниша»,
концепция бизнеса, цели бизнеса, стратегия бизнеса, организация бизнеса,
тактика бизнеса;
- выполнить тест по теме 9 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Что можно отнести к правовым барьерам?
- Какие экономические барьеры могут возникать при выходе предприятия на рынок?
- Что понимается под рыночной нишей?
- Каким образом формируется концепция бизнеса?
- Что такое цели бизнеса?
- Каковы условия разработки стратегии бизнеса?
- Каковы основные этапы организации работы предприятия?
- Какие факторы влияют на условия организации работы на предприятии?
- Какое место занимает система контроля в деятельности предприятия?
Тема 10. Риски в деятельности предприятий
Цель: понять суть рисков,
сопровождающих деятельность любого предприятия независимо от формы
хозяйственной деятельности.
Учебные
вопросы:
- Понятие риска.
- Виды рисков.
- Способы уменьшения рисков.
- Принятие оптимального решения.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- основные виды рисков внешней среды;
- основные виды рисков внутренней среды;
- взаимосвязь между технико-технологическим риском
предприятия и риском несоответствия качественного состава рабочей силы;
- в чем проявляется несовершенство организационной структуры;
- причины отсутствия координации между деятельностью различных служб;
- влияние законодательной базы и рационального управления на деятельность бизнеса;
уметь:
- сформулировать определение экономического риска
предприятия;
- раскрыть содержание рисков внутренней среды;
- оценить важность рисков внешней среды в
деятельности предприятия;
- проанализировать роль правовой базы в предпринимательской деятельности;
- оценить возможности снижения рисков;
- сформулировать шаги принятия оптимального
экономического решения;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 10 из учебного пособия, а также
материал по данной теме из других источников;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: риски внешней среды, риски внутренней среды, соответствие
техники и технологии, качественный состав работников, организационная
структура, региональное управление, территориальная расположенность, маркетинг;
- выполнить тест по теме 10 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Дать характеристику фактору внутренней среды, приводящей к риску, как несоответствие
техники и технологии производства.
- Объяснить значение соответствия между технологией производства и качеством рабочей силы.
- Объяснить роль четкости постановки целей и задач для предотвращения предпринимательского
риска.
- В чем проявляется несовершенство организационной структуры?
- К чему приводит несовершенство законодательства?
- Какое значение для бизнеса имеет местоположение предприятия?
- Что означает для предприятия ограниченность размера риска?
- Какова роль страхования в уменьшении рисков?
- Обоснуйте роль маркетинга в деятельности предприятия.
- Почему эффективный маркетинг снижает уровень экономического риска?
 |
 |
Тема 11. Деловая репутация в бизнесе
Цель: усвоить принципы представления
фирмы на рынке, создания деловой репутации; получить представление о видах
рекламы и их значимости для становления репутации в бизнесе.
Учебные
вопросы:
- Понятие и сущность деловой репутации в бизнесе.
- Основные составляющие деловой репутации фирмы.
- Принципы создания деловой репутации предприятия.
- Оценки деловой репутации в бизнесе.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- принципы создания позитивной информации о фирме;
- особенности создания визуального образа фирмы;
- правила этики бизнеса и культуры бизнеса;
- место «паблик рилейшнз» в деятельности фирмы;
- виды рекламы, используемые в бизнесе;
- значение различных видов рекламы в создании
спроса на продукцию;
- основные принципы создания деловой репутации;
- принципы ведения дела в России;
уметь:
- оценивать возможности фирмы в создании репутации
в бизнесе;
- систематизировать атрибуты визуального образа
фирмы;
- проанализировать место культуры в успешном
бизнесе;
- показать место различных видов рекламы и ее своевременность;
- оценить принципы ведения бизнеса в России;
- основные принципы создания имиджа;
- систематизировать материал по теме.
При освоении темы необходимо:
- изучить тему 11 из учебного пособия, а также
материал по данной теме из других источников;
- обратить особое внимание на содержание следующих
категорий и терминов: деловая репутация, визуальный образ фирмы, этика
производства, культура обслуживания, реклама, развивающий характер рекламы,
прямая реклама, конверсионная реклама, миссия предприятия, цели предприятия, имидж
предприятия;
- выполнить тест по теме 11 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Какие новые методы появляются в продвижении товара на рынок?
- Дайте определение репутации фирмы.
- Что является составляющими репутации?
- Почему визуальный образ является более значительным, чем любой вид рекламы?
- Чем характеризуется солидная реклама?
- Что собой представляет «паблик рилейшнз»?
- Что такое реклама?
- Объясните первый принцип создания деловой репутации.
- Что означает второй принцип деловой репутации «постоянство усилий по созданию
имиджа?
- Что означает «организация службы имиджа»?
 |
 |
Тема 12. Кадровое и финансовое обеспечение бизнеса
Цель: оценить
значимость персонала в предпринимательском критерии подбора персонала, а также
усвоить методы финансового обеспечения бизнеса на основе оценки финансового
состояния предприятия.
Учебные вопросы:
- Критерии подбора кадров.
- Подбор и обучение персонала.
- Формирование работоспособных групп.
- Оценка результатов работы персонала.
- Источники финансирования бизнеса.
- Планирование финансов.
- Определение уровня безубыточности предприятия.
- Анализ финансового состояния предприятия.
Изучив тему, студент должен:
знать:
- основные направления в процессе подбора кадров;
- принципы разработки должностных инструкций;
- критерии подбора персонала на различные
должности;
- значение переобучения кадров в деятельности
предприятия;
- значение собственных и заемных средств в
бизнесе;
- различие между денежным и торговым кредитом;
- особенности лизинга;
- критерии безубыточности предприятия;
уметь:
- дать оценку кадровой структуре предприятия;
- анализировать должностную иерархию на предприятии;
- показать причины, приводящие к необходимости повышения цен;
- оценить источники собственных и заемных средств;
- проанализировать значимость кредита в деятельности предприятия;
- оценить преимущества лизинга для российской экономики;
- систематизировать материал по теме.
При освоении темы необходимо:
- изучить тему 12 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;
- обратить особое внимание на содержание следующих
категорий и терминов: должностные инструкции, трудовой договор, персонал,
дееспособная группа, собственные средства, заемные средства, обеспечение
кредита, денежный кредит, торговый кредит, лизинг, безубыточность бизнеса,
валовая прибыль, чистая прибыль, остаточная прибыль, финансовая устойчивость;
- выполнить тест по теме 12 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Почему работа по подбору кадров требует постоянного внимания, а не осуществляется
единовременно?
- Почему подбор кадров начинается с определения задач предприятия?
- Какие критерии могут быть предъявлены подбору персонала?
- Почему предприятие должно уделять внимание обучению и переобучению кадров?
- Для чего создаются дееспособные группы?
- Что собой представляют дееспособные группы?
- Каковы критерии создания дееспособных групп?
- Какие финансовые средства могут быть использованы предприятием?
- В каких случаях получают торговые кредиты?
- Какова роль лизинга в предпринимательской деятельности?
- Что включает понятие «безубыточность бизнеса»?
- Какие виды прибыли являются характеристикой предприятия?
- Что предполагает понятие финансовой устойчивости предприятия?
 |
 |
Тема 13. Социально-психологические аспекты бизнеса
Цель:
усвоить значимость трудовой мотивации в деятельности бизнеса. Оценить влияние
демотивационных факторов на самоотдачу персонала.
Учебные
вопросы:
- Роль человеческого фактора в бизнесе.
- Деловое общение и корпоративная культура.
- Оценка уровня доверительности.
- Мотивы и цели трудовой деятельности.
- Демотиваторы и их значение.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- условия высокой самоотдачи персонала;
- место заработной платы в мотивации труда;
- значение взаимоотношений в коллективе;
- виды стимулов к труду;
уметь:
- дать определение трудовой мотивации;
- проанализировать факторы, составляющие
корпоративную культуру;
- определить критерии оценки деятельности
персонала;
- охарактеризовать содержание компенсационного
пакета;
- систематизировать дополнительные стимулы к
труду;
- проанализировать демотивационные факторы,
возникающие на предприятии;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 13 из учебного пособия;
- обратить внимание на содержание следующих
понятий и терминов: трудовая мотивация, корпоративная культура, материальное
стимулирование, моральное стимулирование, компенсационный пакет, нематериальное
стимулирование, стимулы комфортности и причастности мотивационные средства,
мотивирующая среда, демотиваторы;
- выполнить тест по теме 13 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Что такое трудовая мотивация?
- Почему люди, работники предприятия, являются главным производственным ресурсом?
- В чем заключается важность корпоративной культуры?
- Чем характеризуется организационная среда?
- Какую роль в деятельности персонала играют материальные и моральные стимулы?
- Почему материальное стимулирование должно иметь сложную структуру?
- Назовите виды нематериального стимулирования.
- Какова значимость стимулов комфортности и причастности?
- Каково место мотивирующей рабочей среды в деятельности персонала?
- Какова роль демотиваторов в деятельности персонала?
- Какие наиболее важные демотиваторы Вы знаете?
 |
 |
Тема 14. Структура бизнеса в российской экономике
Цель:
получить представление о различных видах бизнеса, составляющих структуру
российской экономики; понять критерии деления предприятий на мелкие, средние и
крупные; оценить пути изменения структуры бизнеса на современном этапе.
Учебные
вопросы:
- Крупные предприятия и их место в российской экономике.
- Средний бизнес и его значение в подъеме российской экономики.
- Малый бизнес: становление и развитие.
- Самозанятость как условие выживания в переходной экономике.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- принципы выделения в экономике различных
предприятий;
- особенности дифференцированного подхода государства
к предприятиям;
- критерии оценки крупного предпринимательства;
- значение крупных предприятий в экономике
периферийных городов;
- причины сложного экономического положения
средних предприятий;
- значение развития малого бизнеса;
- причины самозанятости;
уметь:
- оценивать отдельные виды бизнеса по существующим
критериям;
- проанализировать состояние градообразующих
предприятий;
- показать значение среднего бизнеса для экономики
периферийных городов;
- оценить роль малого бизнеса в экономике;
- учесть препятствия в развитии малого бизнеса;
- выделить причины развития самозанятости;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 14 из учебного пособия, а также
материал по данной теме из других источников;
- обратить особое внимание на содержание следующих
категорий и терминов: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес,
градообразующее предприятие, стагнация предприятия, материнское предприятие,
самозанятость;
- выполнить тест по теме 14 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Какое предприятие можно считать крупным?
- Почему к различным предприятиям государство осуществляет дифференцированный подход?
- Почему экономика не может состоять только из крупных предприятий?
- Какие предприятия можно отнести к субъектам малого предпринимательства?
- Почему средние предприятия оказались в наиболее тяжелом положении в переходный период?
- Почему экономика не может развиваться на основе только мелких предприятий?
- В чем заключается целесообразность сочетания различных видов предприятий?
- Какова роль малого бизнеса в экономике?
- Каковы цели разукрупнения предприятий?
- Какова роль самозанятости в экономике России?
 |
 |
Тема 15. Структура бизнеса в Ульяновской области.
Проблемы становления и развития
Цель:
оценить структуру бизнеса в Ульяновской области, проблемы, связанные с
развитием рыночных отношений и место предприятий в новых экономических условиях
страны.
Учебные вопросы:
- Особенности становления бизнеса в Ульяновской области.
- Градообразующие предприятия и их характеристика.
- Административное влияние на развитие бизнеса.
- Становление малого и мельчайшего бизнеса в Ульяновской области.
Изучив тему, студент должен:
знать:
- какими предприятиями представлена структура
бизнеса Ульяновской области;
- сложности, связанные с вхождением в рынок
крупных предприятий государственного значения;
- основные виды предприятий, функционирующих в
Ульяновской области;
- причины упадка большинства Ульяновских
предприятий;
- особенности преобразований на УАЗе;
- причины слабой востребованности продукции
«Авиастара»;
уметь:
- сформулировать условия, в которых находилась
область в период становления рыночных отношений;
- оценить значение механического завода для
региона и страны;
- понять причины упадка экономики региона в
постсоциалистический период;
- проанализировать роль УАЗа в экономике региона;
- оценить значение развития малого бизнеса в
экономике региона;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 15 из учебного пособия, а также
материал по данной теме из других источников;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: крупное предприятие, градообразующее предприятие,
конверсия, предприятие государственного значения;
- выполнить тест по теме 15 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- В каких условиях оказалась Ульяновская область в период экономического кризиса?
- Почему экономика области оказалась в упадке?
- Каково место крупных предприятий государственного уровня в условиях стабильности и в условиях кризиса?
- Каким образом вынужден «выживать» УАЗ?
- Почему механический завод не ведет интенсивную международную торговлю?
- Какова роль конверсионных программ в реорганизации экономики?
- В чем заключаются причины ограниченности рынка для продукции УАЗа?
Тема 16. Создание промышленной
инфраструктуры
Ульяновской области
Цель:
получить четкое представление о производственной инфраструктуре региона. Понять
цели развития инфраструктуры региона.
Учебные
вопросы:
- Создание производственной инфраструктуры Ульяновской области.
- Восстановление промышленного потенциала как условие развития области.
- Необходимость системного подхода к развитию промышленности.
- Учет мультипликационного эффекта в государственном кредитовании предприятий.
- Поддержка малого бизнеса в области.
- Становление промышленной инфраструктуры – условие процветания региона.
Изучив
тему, студент должен:
знать:
- сложность понятия инфраструктуры;
- особенности коммуникационной инфраструктуры;
- содержание социальной инфраструктуры;
- значение производственной инфраструктуры;
- суть и содержание промышленной инфраструктуры;
- особенности восстановления регионального
хозяйства в Ульяновской области;
- причины развития малого бизнеса и его значение
для создания промышленной инфраструктуры;
уметь:
оценить место социальной инфраструктуры в
развитии региона;
- раскрыть особенности коммуникационной
региональной инфраструктуры;
- анализировать состояние региональной
инфраструктуры;
- раскрыть содержание транспортной инфраструктуры;
- показать значение промышленной инфраструктуры;
- систематизировать материал по теме.
При
освоении темы необходимо:
- изучить тему 16 из учебного пособия;
- обратить особое внимание на содержание следующих
понятий и терминов: инфраструктура, коммуникационная система, социальная
инфраструктура, социально-экономическая инфраструктура, бытовая инфраструктура,
производственная инфраструктура, промышленная инфраструктура;
- выполнить тест по теме 16 из практикума по
дисциплине;
- ответить на следующие контрольные вопросы:
- Что собой представляет инфраструктурный комплекс?
- Какое место занимает железнодорожный транспорт в инфраструктуре Ульяновской области?
- Каковы проблемы автомобильного транспорта в Ульяновской области?
- Раскройте причины упадка авиационного транспорта.
- Каковы перспективы развития связи в Ульяновской области?
- Обоснуйте значение социальной инфраструктуры.
- Чем характеризуется бытовая инфраструктура?
- Охарактеризуйте производственную инфраструктуру.
- Каково содержание промышленной инфраструктуры?
- Обоснуйте значение малого бизнеса в развитии промышленной инфраструктуры региона.