РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«Бухгалтерский учет»

 1.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Вернуться к содержанию...


Раздел 1. Основы бухгалтерского учета
Тема 1. Содержание и функции бухгалтерского учета
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Тема 3. Бухгалтерский баланс
Тема 4. Счета и двойная запись
Тема 5. Первичное наблюдение
Тема 6. Обобщение учетной информации для составления  бухгалтерской отчетности
Тема 7. Основы бухгалтерской отчетности
Раздел 2. Бухгалтерский финансовый учет
Тема 8. Основы организации бухгалтерского учета
Тема 9. Учет денежных средств
Тема 10. Учет основных средств
Тема 11. Учет нематериальных активов
Тема 12. Учет материально-производственных запасов (МПЗ)
Тема 13. Учет расчетов с персоналом по оплате труда
Тема 14. Учет затрат на производство
Тема 15. Учет продажи готовой продукции
Тема 16. Учет расчетов по текущим операциям
Тема 17. Учет финансовых результатов
Тема 18. Учет собственного и заемного капитала
Тема 19. Учет финансовых вложений
Тема 20. Управленческий учет для анализа и обоснования управленческих решений

Раздел 1. Основы бухгалтерского учета

Тема 1. Содержание и функции бухгалтерского учета

    Цель: рассмотреть сущность и содержание хозяйственного учета, в том числе бухгалтерского учета, и получить общее представление о его роли в обществе и среди других видов учет;нормативное регулирование бухгалтерского учета, основные задачи, требования  и функции бухгалтерского учета.

    Учебные вопросы: общая характеристика хозяйственного учета, его возникновение и развитие. Роль и значение хозяйственного учета в системе управления. Виды учета. Основные задачи, требования и функции бухгалтерского учета. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.  Пользователи данных бухгалтерского учета.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     сущность понятия хозяйственного учета, его возникновение и развитие;

    ·     значение учета на различных ступенях общественно-экономического развития;

    ·     задачи хозяйственного учета, требования, предъявляемые к нему;

    ·     различия между видами хозяйственного учета;

    ·     особенности бухгалтерского учета, его задачи, роль и функции в формировании экономической информации;

    ·     нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ;

    уметь:

    ·     анализировать различия между видами учета;

    ·     определять бухгалтерский учет как развивающуюся науку, в  которой проходят изменения в соответствии с требованиями общества;

    ·     классифицировать пользователей информации;

    владеть навыками:

    ·     работы с нормативными документами;

    ·     понимания различий между национальной системой бухгалтерского учета и международными стандартами;

    ·     понимания роли бухгалтерского учета  в  системе хозяйствования.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 1 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический учет, задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, принципы учета, требования предъявляемые к учету; функции бухгалтерского учета;

    ·     выполнить тест по теме 1 из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что такое хозяйственный учет и его виды?

    2.   Какую роль играет бухгалтерский учет  в экономической жизни предприятия?

    3.   Какие основные задачи стоят перед бухгалтерским учетом?

    4.   Какие требования предъявляются к учету?

    5.   Какие функции выполняет бухгалтерский учет?

    6.   Какими нормативными актами регулируется бухгалтерский учет в Российской Федерации?

    7.   На какие группы можно разделить пользователей бухгалтерской информации?

В начало В начало

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

    Цель: рассмотреть объекты, предмет бухгалтерского учета, а также метод и его элементы, измерители в бухгалтерском учете.

    Учебные вопросы: предмет бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных средств предприятия. Группировка источников средств предприятия. Понятие о хозяйственных операциях предприятия. Методология  бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета. Измерители в бухгалтерском учете.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     виды имущества и источников их образования;

    ·     важнейшие объекты бухгалтерского учета;

    ·     элементы метода бухгалтерского учета;

    уметь:

    ·     классифицировать имущество организации по составу и размещению и источникам образования;

    ·     определять виды измерителей, применяемых в бухгалтерском учете;

    ·     группировать имущество предприятия;

    ·     классифицировать источники образования имущества;

    ·     различать элементы метода бухгалтерского учета;

    ·     использовать денежные, трудовые и натуральные измерители в бухгалтерском учете;

    владеть навыками:

    ·     определения объектов учета;

    ·     различать средства предприятия и источники их образования;

    ·     понимания элементов метода бухгалтерского учета: счета, двойная запись, баланс, калькуляция и др.;

    ·     применения измерителей в бухгалтерском учете.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 2 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: объект бухгалтерского учета; предмет бухгалтерского учета; внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и т. д.); оборотные активы (материалы, денежные средства, дебиторская задолженность и т. п.); источники собственные и заемные; выполнить тест по теме 2 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что представляет собой предмет бухгалтерского учета?

    2.   Какими объектами представлен предмет бухгалтерского учета?

    3.   Как классифицируется имущество по составу и размещению?

    4.   Как классифицируется имущество организации по источникам образования?

    5.   Что такое метод бухгалтерского учета?

    6.   Из каких элементов складывается метод бухгалтерского учета?

    7.   Что представляют собой измерители в бухгалтерском учете?

    8.   На какие группы  делятся источники  образования  имущества организации?

    9.   Почему  активы организации равны источникам  их образования?

    10.   Что относится к внеоборотным активам?

    11.   Чем характеризуется заемный капитал?

    12.   Дайте обоснование необходимости применения  в  бухгалтерском учете каждого элемента метода бухгалтерского учета.

     

В начало В начало

Тема 3. Бухгалтерский баланс

    Цель: изучить структуру баланса, его сущность, обусловленность экономическим содержанием и классификацией имущества, разобрать виды операций, влияющих на изменения в балансе.

    Учебные вопросы: понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание. Метод балансового обобщения информации об имуществе и обязательствах. Актив и пассив баланса. Виды балансов. Оценка статей баланса. Группировка статей баланса. Изменения под влиянием хозяйственных операций имущественного состояния, обязательств и капитала.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     сущность баланса как элемента метода бухгалтерского учета;

    ·     структуру баланса;

    ·     изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций;

    уметь:

    ·     разграничивать статьи баланса по активу и пассиву;

    ·     относить отдельные виды имущества и источники их образования к определенным статьям баланса;

    ·     формировать баланс по элементарным статьям баланса;

    владеть навыками:

    ·     определения статей баланса по активу и по пассиву;

    ·     группировки операций на четыре типа, влияющих на изменение баланса.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 3 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     выполнить тест по теме 3 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме  из практикума по дисциплине;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: бухгалтерский баланс и отчетность; учетные измерители; внеоборотные активы, основные средства, денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность, собственный капитал, кредиторская задолженность, обязательства по распределению, валюта баланса, типы изменений баланса: активный, пассивный, активно-пассивный, баланс-брутто, баланс-нетто, вступительный баланс, ликвидационный баланс, заключительный баланс;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что такое бухгалтерский баланс?

    2.   Что представляет собой строение, содержание и структура баланса?

    3.   Какие  виды изменений происходят в балансе под влиянием хозяйственных операций?

    4.   Каковы роль и значение баланса в хозяйственно-финансовой деятельности организаций?

    5.   Охарактеризуйте структуру актива баланса.

    6.   Охарактеризуйте структуру пассива баланса.

    7.   Что понимается под валютой баланса?

    8.   Чем обусловлено равенство актива и пассива баланса?

    9.   Балансы – нетто и балансы – брутто.

    10.   Техника составления бухгалтерского баланса.

В начало В начало

Тема 4. Счета и двойная запись

    Цель: изучение понятия счета, его роли в формировании учетной бухгалтерской информации, усвоение порядка отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций методом двойной записи.

    Учебные вопросы: понятие счета. Строение счетов. Классификация счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета и его значение в организации бухгалтерского учета. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. Субсчета. Двойная запись, ее сущность и контрольное значение. Корреспонденция счетов. Обобщение данных учета и взаимосвязь счетов и баланса. Оборотные ведомости, их построение и назначение.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     что представляет собой счет в бухгалтерском учете;

    ·     принцип деления счетов на активные и пассивные, активно-пассивные;

    ·     группировку счетов по объему отражаемой на них информации;

    ·     порядок отражения операций на счетах;

    ·     способы обобщения данных текущего бухгалтерского учета;

    уметь:

    ·     схематически открыть счета синтетического, аналитического учета, записать в них остаток и хозяйственные операции в соответствии с корреспонденцией счетов, подсчитать обороты, вывести конечный остаток, проверить правильность сделанных подсчетов;

    ·     составлять корреспонденцию счетов исходя из содержания хозяйственных операций;

    ·     составить регистр, отражающий хронологические и систематические записи;

    ·     составить оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, сделать соответствующие подсчеты, проконтролировать правильность составления;

    владеть навыками:

    ·     записи  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

    ·     составления корреспонденции счетов  способом двойной записи;

    ·     записи операций в оборотных ведомостях по синтетическим и аналитическим счетам.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 4 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: счет бухгалтерского учета; строение счета активного, пассивного; счет синтетический, аналитический, субсчет; основные счета, регулирующие счета, операционные, сопоставляющие, финансово-результативные счета; дебет счета, кредит счета, сальдо, оборотная ведомость;

    ·     выполнить тест по теме 4 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что представляют собой счета бухгалтерского учета и их строение?

    2.   Какие счета являются активными, что означают дебет и кредит в активных счетах?

    3.   Какие счета являются пассивными, что означают дебет и кредит в пассивных счетах?

    4.   Какие счета являются активно-пассивными и значение дебета и кредита в них?

    5.   Что такое двойная запись и в чем ее сущность?

    6.   Что такое бухгалтерская проводка?

    7.   Что такое корреспонденция счетов?

    8.   Какие счета являются аналитическими?

    9.   Какие счета являются синтетическими?

    10.   Какое значение имеют оборотные ведомости?

    11.   Какие виды оборотных ведомостей  существует?

    12.   Что такое классификация счетов бухгалтерского учета?

    13.   Что такое план счетов бухгалтерского учета?

    14.   В чем взаимосвязь счетов бух.учета и баланса ?

    15.   Как рассчитываются обороты и сальдо активного счета?

    16.   Как рассчитываются обороты и сальдо пассивного счета?

    17.   Какова роль аналитических счетов для отражения хозяйственных операций?

В начало В начало

Тема 5. Первичное наблюдение

    Цель: рассмотрение понятия «первичное наблюдение», изучение документов в бухгалтерском учете, роль инвентаризации, оценки имущества и калькуляции в финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

    Учебные вопросы: общее понятие о первичном учете. Документы как носители  первичной учетной информации. Классификация документов первичного учета. Организация документооборота и его обусловленность уровнем компьютеризации. Инвентаризация, порядок ее проведения, оформления и отражение результатов в учете. Оценка имущественного комплекса в бухгалтерском учете и ее виды. Калькуляция как способ группировки затрат и ее виды.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     содержание первичных документов и порядок их заполнения;

    ·     классификационные признаки документов;

    ·     организацию документооборота на предприятии;

    ·     порядок проведения инвентаризации;

    ·     отражение результатов инвентаризации в учете;

    ·     виды оценки имущества предприятия;

    ·     калькуляцию как способ группировки затрат;

    уметь:

    ·     заполнять первичные документы, составлять на их основании корреспонденцию счетов;

    ·     заполнять инвентаризационные и сличительные ведомости, отражать результаты инвентаризации в учете;

    ·     определять объект калькуляции;

    владеть навыками:

    ·     работы с бухгалтерской документацией;

    ·     проведения инвентаризации;

    ·     применения калькуляции как способа группировки затрат.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 5 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: реквизиты документов; распорядительные, оправдательные документы; первичные, сводные, разовые и накопительные документы; инвентаризация: излишки и недостача, порядок их списания; виды калькуляции, виды оценки имущества;

    ·     выполнить тест по теме 5 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине; 

    ·     ответить на следующие вопросы:

    1.   Что такое процесс  первичного наблюдения?

    2.   Что такое документ?

    3.   Что такое реквизиты документа?

    4.   Как классифицируются документы?

    5.   Что понимается под документооборотом?

    6.   Что такое инвентаризация и каковы ее задачи?

    7.   Какими документами оформляется проведение инвентаризации?

    8.   Как определяются и отражаются в бухгалтерском учете результаты инвентаризации?

    9.   Что представляет собой оценка хозяйственных средств?

    10.   Какие виды оценок вы знаете?

    11.   Что представляет собой калькуляция?

В начало В начало

Тема 6. Обобщение учетной информации для составления  бухгалтерской отчетности

    Цель: рассмотрение видов учетных регистров и техники записей в них, изучение способов выявления и исправления ошибок в учетных регистрах, ознакомление с формами бухгалтерского учета.

     Учебные вопросы: учетные регистры, их сущность и назначение. Виды и формы учетных регистров. Способы и техника записей в учетных регистрах. Хронологическая и систематическая записи. Способы исправления записей в учетных регистрах. Сущность форм бухгалтерского учета. Формы бухгалтерского учета.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     учетные регистры, их классификацию;

    ·     порядок ведения учетной регистрации при различных формах учета;

    ·     способы исправления ошибок в учетных регистрах;

    ·     формы бухгалтерского учета;

    уметь:

    ·     заполнять отдельные учетные регистры;

    ·     определять различия между отдельными формами учета;

    ·     исправлять ошибочные записи в регистрах бухгалтерского учета.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 6 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: регистр бухгалтерского учета; регистры синтетического и аналитического учета, комбинированные; форма учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, простая, автоматизированная; Журнал-главная;

    ·     выполнить тест по теме 6 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что такое учетные регистры?

    2.   Как и по каким признакам классифицируются учетные регистры?

    3.   Какие существуют способы записей в учетные регистры?

    4.   Какие способы исправления ошибок в учетных регистрах применяются в бухгалтерском учете?

    5.   Что представляет собой форма бухгалтерского учета?

    6.   Сущность упрощенной формы учета.

    7.   Сущность мемориально-ордерной формы учета.

    8.   Сущность журнально-ордерной формы учета.

    9.   Сущность автоматизированной формы учета.

    10.   Сущность формы учета Журнал-главная.

В начало В начало

Тема 7. Основы бухгалтерской отчетности

    Цель: изучение сущности, значения и содержания бухгалтерской отчетности.

    Учебные вопросы: сущность отчетности и ее значение для управления организацией. Состав отчетности и предъявляемые к ней требования. Качественные характеристики бухгалтерской отчетности  и принципы ее составления.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     сущность и значение бухгалтерской отчетности;

    ·     виды и основные показатели бухгалтерской отчетности;

    ·     качественные характеристики бухгалтерской отчетности;

    ·     принципы составления отчетности;

    уметь:

    ·     составить упрощенные формы отчетности;

    ·     составить бухгалтерский баланс.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 7 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; приложения к балансу; пояснительная записка; сроки представления отчетности; требования, предъявляемые к отчетности;

    ·     выполнить тест по теме 7 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что представляет собой отчетность?

    2.   Что является основанием составления отчетности?

    3.   Какие виды отчетности вы знаете?

    4.   Назовите состав отчетности.

    5.   Какие показатели содержит отчетность?

    6.   Как и по каким признакам классифицируется отчетность?

    7.   Какие требования предъявляются к отчетности?

    8.   Назовите основные  нормативные  акты, регулирующие  порядок ведения  и составления  бухгалтерской отчетности.

    9.   Назовите  периодичность  и сроки  предоставления  финансовой  отчетности  организации.

    10.   Что понимается под достоверностью отчетности?

    11.   Что понимается под сводной отчетностью?

    12.   Что понимается под нейтральностью отчетности?

    13.   Что понимается под  полнотой  бухгалтерской отчетности?

    14.   Какую роль играет бухгалтерский баланс для руководителей организации?

Раздел 2. Бухгалтерский финансовый учет

В начало В начало

Тема 8. Основы организации бухгалтерского учета

    Цель: изучение основ организации, принципов организации бухгалтерской работы на предприятии.

    Учебные вопросы: принципы построения бухгалтерского учета. Роль учетной политики в развитии организации. Организационная структура бухгалтерии.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     принципы организации бухгалтерского учета на предприятии;

    ·     основные требования к формированию учетной политики предприятия;

    ·     нормативные акты, регламентирующие формирование учетной политики на предприятии;

    ·     структуру организации бухгалтерии на предприятии.

    уметь:

    ·     сформировать учетную политику предприятия;

    владеть навыками:

    ·     организовывать структуру бухгалтерии на предприятии.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 8 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический учет, задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, принципы учета, требования, предъявляемые к учету; функции бухгалтерского учета; структура бухгалтерии на предприятии;

    ·     выполнить тест по теме 8 из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Охарактеризуйте организационные основы бухгалтерского учета.

    2.   Что понимается под учетной политикой?

    3.   Что представляют собой принципы организации бухгалтерского учета на предприятии?

    4.   Какой нормативный документ регулирует порядок разработки учетной политики организации?

    5.   Какие структурные элементы включает учетная политика?

    6.   Какие нормативные документы определяют методологические основы и порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии?

    7.   Какие структуры организации работы бухгалтерии вы знаете?

В начало В начало

Тема 9. Учет денежных средств

    Цель: изучение и ознакомление студентов с правилами ведения учета денежных средств, составом первичной документации по учету денежных средств, методологическими основами  денежных средств, направлениями контроля за правильностью использования и ведения учета операций по движению денежных средств.

    Учебные вопросы: понятие и сущность денежных средств. Денежные средства в кассе предприятия и их учет. Денежные средства на расчетном счете и их учет. Операции по валютному счету, особенности их учета.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     понятия денежного оборота;

    ·     понятия наличного и безналичного денежного обращения;

    ·     нормативную документацию по ведению кассовых документов;

    ·     правила оформления кассовых документов;

    ·     правила оформления документов по ведения операций по расчетному счету;

    ·     синтетический и аналитический учет операций по сч. 50, сч. 51 и сч. 52;

    уметь:

    ·     оформить первичную документацию по операциям  с наличными денежными средствами;

    ·     оформить документы по операциям по расчетному счету;

    ·     составить бухгалтерские проводки по счетам 50, 51, 52;

    владеть навыками:

    ·     применять нормативную документацию по ведению кассовых операций и операций по расчетному счету;

    ·     заполнения первичных документов по сч.50 и сч. 51.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 9 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: наличное денежное обращение, безналичное денежное обращение, расчетный счет предприятия; касса предприятия; первичные документы;

    ·     выполнить тест по теме 9 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.     Какие хозяйствующие субъекты имеют право на открытие расчетного счета?

    2.     Какие документы требуется представить в банк для открытия расчетного счета?

    3.     Какие операции осуществляются по списанию средств с расчетного счета?

    4.     На основании каких документов отражаются операции по поступлению средств на расчетный счет?

    5.     На основании каких документов отражаются операции по списанию средств с расчетного счета?

    6.     За счет каких средств может быть открыт аккредитив?

    7.     В каких регистрах бухгалтерского учета формируется информация по движению средств по расчетному счету?

    8.     Для каких целей открываются специальные счета?

    9.     Какими первичными документами оформляются операции по поступлению денег в кассу?

    10.     На основе каких документов производятся записи в кассовую книгу?

    11.     Кто утверждает лимит денежной наличности в кассе организации?

    12.     Дайте экономическую характеристику понятию «денежный оборот».

    13.     Назовите основные преимущества и недостатки денежного оборота.

    14.     Почему безналичные расчеты между организациями составляют наибольшую долю в системе денежного оборота?

    15.     Назовите основные особенности использования контрольно-кассовой техники в организациях.

    16.     Опишите порядок ведения кассовых операций.

    17.     Каковы особенности синтетического и аналитического учета кассовых операций?

    18.      Назовите денежные документы, используемые в учете кассовых операций.

    19.      Перечислите основные функции расчетного счета организации.

    20.     Каков порядок заполнения журналов-ордеров № 1 и № 2?

    21.     Каким законом регулируется организация операций в иностранной валюте?
В начало В начало

Тема 10. Учет основных средств

    Цель: изучение понятия основных средств, методов оценки, способов начисления амортизации, приобретения и выбытии основных средств, рассмотрение  вопросов учета аренды основных средств.

    Учебные вопросы: понятие, оценка и классификация основных средств, учет движения основных средств, способы начисления амортизации основных средств, учет амортизации основных средств,учет арендованных основных средств.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     понятия основных средств и их отличие от других активов предприятия;

    ·     классификацию основных средств;

    ·     методы оценки стоимости основных средств;

    ·     первичную документацию по учету движения основных средств;

    ·     способы начисления амортизации;

    ·     способы приобретения  и выбытия основных средств;

    ·     правила отражения на счетах бухгалтерского учета движения основных средств;

    ·     основные правила учета арендованных основных средств;

    уметь:

    ·     производить оценку основных средств;

    ·     исчислять амортизацию основных средств;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета движение основных средств;

    владеть навыками:

    ·     учета приобретения и выбытия основных средств;

    ·     начисления амортизации основных средств.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 10 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: вноборотные активы предприятия; основные фонды предприятия; основные средства; оценка; фактическая себестоимость; амортизация; арендованные основные средства;

    ·     выполнить тест по теме 10 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине; 

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Раскройте экономическое содержание понятий: основные фонды и основные средства.

    2.   Что является единицей учета основных средств?

    3.   Классификация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.

    4.   Назовите способы оценки основных средств.

    5.   Для каких целей в учете основных средств используются инвентарные карточки?

    6.   Задачи учета основных средств.

    7.   Какие формы первичных документов используются в учете основных средств?

    8.   Как построена система синтетического и аналитического учета основных средств?

    9.   В какой оценке отражаются на счете 01 основные средства?

    10.   В какой оценке в балансе отражаются основные средства?

    11.   Какие методы начисления амортизации по основным средствам вы знаете?

    12.   Какой записью отражается безвозмездное поступление основных средств?

    13.   Как оцениваются безвозмездно поступившие основные средства?

    14.   На каком счете отражается задолженность по вкладам в уставный капитал объектов основных средств?

    15.   Какой бухгалтерской записью отражается начисление сумм арендной платы, если текущая аренда является предметом деятельности?

    16.   Какой записью у лизингополучателя отражается выкуп объекта лизинга, если он учитывался на балансе лизингополучателя?

В начало В начало

Тема 11. Учет нематериальных активов

    Цель: изучение понятия нематериальных активов, методов оценки, способов начисления амортизации, приобретения и выбытия нематериальных активов.

    Учебные вопросы: понятие, виды и оценка нематериальных активов, учет движения нематериальных активов, учет амортизации нематериальных активов.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     понятия нематериальных активов и их отличие от других активов предприятия;

    ·     классификацию нематериальных активов;

    ·     методы оценки стоимости нематериальных активов;

    ·     первичную документацию по учету движения нематериальных активов;

    ·     способы начисления амортизации;

    ·     способы приобретения и выбытия нематериальных активов;

    ·     правила отражения на счетах бухгалтерского учета движения нематериальных активов;

    уметь:

    ·     производить оценку нематериальных активов;

    ·     исчислять амортизацию нематериальных активов;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета движение; нематериальных активов;

    владеть навыками:

    ·     учета приобретения и выбытия нематериальных активов;

    ·     начисления амортизации нематериальных активов;

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 11 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический учет, задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, принципы учета, требования предъявляемые к учету; функции бухгалтерского учета;

    ·     выполнить тест по теме 11 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме  из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что понимается под нематериальными активами?

    2.   Чем нематериальные активы отличаются от основных средств?

    3.   Что относится к нематериальным активам?

    4.   Что понимается под первоначальной стоимостью нематериальных активов?

    5.   Что понимается под инвентарной стоимостью нематериальных активов?

    6.   Какие факторы определяют состав затрат, включенных в первоначальную стоимость нематериальных активов?

    7.   Для каких видов нематериальных активов в качестве первоначальной оценки применяется экспертная оценка?

    8.   Для каких видов нематериальных активов в качестве первоначальной используется договорная цена?

    9.   Как оцениваются нематериальные активы, поступившие в качестве вклада в уставный капитал?

    10.   Какие используются подходы к оценке нематериальных активов?

    11.   За счет какого источника списывается НДС по приобретенным нематериальным активам, используемым на непроизводственные цели?

    12.   Как списывается НДС по приобретенным нематериальным активам?

    13.   Какие методы начисления амортизации по нематериальным активам используются в отечественной практике учета?

    14.   Напишите бухгалтерские проводки по основным операциям, связанным с поступлением и выбытием нематериальных активов.

    15.   Что такое срок полезного использования нематериальных активов и как он определяется? Какие способы исчисления амортизации нематериальных активов вы знаете?

    16.   Перечислите основные бухгалтерские проводки по начислению и погашению амортизации нематериальных активов.

    17.   В каком порядке проводится инвентаризация нематериальных активов?

В начало В начало

Тема 12. Учет материально-производственных запасов (МПЗ)

    Цель: изучение понятия материально-производственных запасов, их классификация, документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета, рассмотрение способов оценки и списания на производство.

    Учебные вопросы: понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов, документальное оформление движения материально-производственных запасов, учет движения материально-производственных запасов.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     нормативную документацию по учету МПЗ;

    ·     классификацию МПЗ;

    ·     правила оформления первичной документации по учету МПЗ;

    ·     правила оценки МПЗ;

    ·     правила и способы списания МПЗ на производство;

    ·     систему аналитического и синтетического учета МПЗ;

    уметь:

    ·     произвести оценку МПЗ;

    ·     оформить первичную документацию по приобретению, списанию МПЗ;

    ·     рассчитывать транспортно-заготовительные расходы по МПЗ;

    ·     отразить движение МПЗ на счетах бухгалтерского учета;

    владеть навыками:

    ·     расчета стоимости МПЗ при приобретении;

    ·     расчета стоимости списания МПЗ по методу средних цен, единицы изделия, ЛИФО и ФИФО;

    ·     записи движения МПЗ на аналитических счетах и на счетах бухгалтерского учета.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 12 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: материально-производственные ресурсы предприятия; аналитические счета; натуральные измерители в бухгалтерском учете; методы оценки; транспортно-заготовительные расходы;

    ·     выполнить тест по теме 12 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме  из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что понимается под материально-производственными запасами?

    2.   Как группируются материально-производственные запасы по роли в процессе производства?

    3.   По каким каналам поступают на предприятие материально-производственные запасы?

    4.   Какие расходы включаются в фактическую себестоимость приобретенных за плату материалов?

    5.   Как оцениваются материалы, приобретенные в обмен на другое имущество?

    6.   Как оцениваются материалы, поступившие от своих цехов?

    7.   Как оцениваются материалы, поступившие безвозмездно?

    8.   Какие методы оценки материалов используются при отпуске их в производство и выбытии?

    9.   Как рассчитать стоимость материалов, отпущенных в производство, по методу ФИФО?

    10.   Как рассчитать стоимость материалов, отпущенных в производство, по методу ЛИФО?

    11.   Как рассчитать стоимость материалов, отпущенных в производство, методом средней взвешенной себестоимости?

    12.   На каких счетах организуется синтетический учет производственных запасов?

    13.   Как отражаются в системе счетов выявленные излишки материалов?

    14.   Каков действующий порядок списания недостач, выявленных в результате инвентаризации?

     

В начало В начало

Тема 13. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

    Цель: изучение нормативной документации по расчетам с персоналом по заработной плате; начисления заработной платы, удержаний из заработной платы.

    Учебные вопросы: формы и системы оплаты труда, порядок начисления; документальное оформление и учет использования рабочего времени; порядок начисления заработной платы работникам; порядок удержаний из заработной платы работников; синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     нормативную базу оплаты труда работников;

    ·     формы и системы оплаты труда;

    ·     виды удержаний из заработной платы;

    ·     оплату труда за непроработанное время;

    ·     оплату отпусков;

    ·     отражение на счетах бухгалтерского учета начисление и удержания из заработной платы;

    уметь:

    ·     рассчитывать средний заработок;

    ·     рассчитывать повременную заработную плату;

    ·     рассчитывать сдельную заработную плату;

    ·     рассчитывать налог на доходы физических лиц;

    ·     рассчитывать удержания из заработной платы;

    ·     составлять бухгалтерские записи по учету расчетов по заработной плате;

    владеть навыками:

    ·     определения заработной платы по повременной и сдельной формам оплаты труда;

    ·     оформления расчетно-платежных документов по начислению и удержанию из заработной платы;

    ·     расчета отпускных сумм.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 13 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: формы оплаты труда; системы оплаты труда; пособие по временной нетрудоспособности; вычеты для исчисления налога на доходы физических лиц; трудовой договор; учетные регистры по сч. 70;

    ·     выполнить тест по теме 13 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Каким законом регулируются трудовые отношения в организациях?

    2.   Сформулируйте задачи учета и контроля за мерой труда и его оплатой.

    3.   Дайте разъяснение по нормальной продолжительности рабочего времени работников разных категорий.

    4.   Каковы особенности учета затрат рабочего времени?

    5.   В каком документе ведется оперативный учет численности персонала и отработанного времени?

    6.   Что такое списочная и явочная численность персонала, среднесписочная численность работников организации?

    7.   Каков порядок расчета среднесписочной численности?

    8.   Назовите основные параметры и составляющие трудового договора.

    9.   Что такое норма труда, норма выработки и норма времени?

    10.   Каковы основные признаки заработной платы с правовой точки зрения?

    11.   Какие формы оплаты труда разрешены ТК РФ?

    12.   Какие системы оплаты труда используют в российских организациях?

    13.   Какие системы оплаты труда зафиксированы в ТК РФ?

    14.   Какими факторами определяется использование той или иной системы оплаты труда в организациях?

    15.   Раскройте экономическое содержание доплат и надбавок в составе заработной платы.

    16.   Каковы особенности оплаты простоев?

    17.   Приведите пример расчета пособия по временной нетрудоспособности.

    18.   Каковы особенности учета затрат на оплату труда в составе издержек производства?

В начало В начало

Тема 14. Учет затрат на производство

    Цель: изучение понятия затрат на производство, их классификация по экономическому содержанию и структуре, рассмотрение учета затрат, методов списания на себестоимость продукции.

    Учебные вопросы: понятие «затраты на производство», их классификация и принципы учета, учет затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции; синтетический учет затрат на производство продукции (работ, услуг).

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     понятие затрат на производство;

    ·     классификацию затрат;

    ·     методы списания затрат на производство продукции;

    ·     отражение затрат на счетах бухгалтерского учета;

    уметь:

    ·     классифицировать затраты;

    ·     определить схему учета затрат на производство;

    ·     рассчитывать себестоимость единицы изделия;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета затраты;

    владеть навыками:

    ·     расчета затрат на производство;

    ·     отражения затрат на счетах;

    ·     оформления первичных документов по учету затрат.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 14 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: затраты на производстве;

    ·     основные затраты и накладные затраты; схема учета затрат;

    ·     выполнить тест по теме 14 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме  из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что понимается под расходами организации?

    2.   Какие затраты не относятся к расходам организации?

    3.   На какие группы подразделяются расходы организации в зависимости от направлений ее деятельности?

    4.   Какие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности?

    5.   Какие расходы относятся к прочим расходам?

    6.   При наличии каких условий расходы организации признаются в бухгалтерском учете?

    7.   Как группируются затраты на производство по отношению к технологическому процессу?

    8.   Как группируются затраты на производство по характеру связи с объемом производства?

    9.   Как группируются затраты на производство по способу включения в себестоимость продукции?

    10.   Как группируются затраты на производство по целесообразности их расходования?

    11.   Как группируются затраты на производство по периодичности их возникновения?

    12.   Как группируются затраты на производство по местам возникновения затрат?

    13.   Как группируются затраты на производство по экономическому содержанию?

    14.   Что включается в состав материальных затрат на производство?

    15.   Какими способами основные материалы относятся на себестоимость отдельных видов продукции?

    16.   Что включается в состав трудовых затрат на производство?

    17.   Какими способами основная заработная плата производственных рабочих относится на себестоимость отдельных видов продукции?

    18.   Какие расходы включаются в состав расходов по организации производства и управлению?

    19.   Какими способами в себестоимость отдельных видов продукции включаются расходы по содержанию и эксплуатации оборудования?

    20.   Какими способами в себестоимость отдельных видов продукции включаются общецеховые расходы?

    21.   Какими способами в себестоимость отдельных видов продукции включаются общепроизводственные расходы?

    22.   Как оценивается неисправимый брак?

    23.   Какими способами осуществляется оперативный учет движения незавершенного производства?

    24.   Какими способами осуществляется бухгалтерский учет движения незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки?

    25.   Какими способами осуществляется сводный учет затрат на производство?

    26.   В чем заключаются особенности учета затрат и калькулирования себе стоимости продукции и услуг цехов вспомогательных производств?

    27.   Как группируются калькуляции исходя из времени их составления?

    28.   Как группируются калькуляции исходя из объема затрат?

    29.   Какие методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции используются на промышленных предприятиях?

    30.   В чем заключаются особенности попроцессного метода учета затрат на производство?

    31.   Как ведется учет затрат на производство при позаказном методе?

    32.   Как осуществляется учет затрат на производство при бесполуфабрикатном варианте попередельного метода учета затрат?

    33.   Как осуществляется учет затрат на производство при полуфабрикатном варианте попередельного метода учета затрат?

    34.   В чем заключаются особенности нормативного метода учета затрат?

    35.   По какой формуле исчисляется фактическая себестоимость продукции при нормативном методе?

В начало В начало

Тема 15. Учет продажи готовой продукции

    Цель: изучение понятия «готовая продукция», методов и способов ее оценки и отражения на счетах бухгалтерского учета;

    Учебные вопросы: понятие и оценка готовой продукции; порядок документального оформления выпуска и продажи продукции; учет наличия и движения готовой продукции.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     что представляет собой готовая продукция;

    ·     методы оценки готовой продукции;

    ·     как определяется цена реализации готовой продукции ;

    ·     на каких счетах отражается учет готовой продукции и финансовый результат от продажи готовой продукции;

    уметь:

    ·     определять стоимость затрат, связанных с реализацией готовой продукции;

    ·     определять торговую наценку;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета продажу готовой продукции;

    ·     определять финансовый результат от продажи готовой продукции;

    владеть навыками:

    ·     отражения на счетах бухгалтерского учета реализации готовой продукции;

    ·     расчета фактической себестоимости готовой продукции.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 15 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический учет, задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, принципы учета, требования, предъявляемые к учету; функции бухгалтерского учета;

    ·     выполнить тест по теме 15 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Охарактеризуйте порядок нормативного регулирования процесса продажи продукции (товаров, работ и услуг).

    2.   Назовите основные структурные элементы договора купли-продажи (поставки).

    3.   Перечислите условия признания выручки в бухгалтерском учете от продажи продукции (товаров, работ и услуг).

    4.   Назовите основные правила оценки выручки от продажи продукции (товаров, работ, и услуг).

    5.   Охарактеризуйте экономическое содержание счета 90 «Продажи».

    6.   В чем состоят особенности учета продажи продукции (товаров, работ и услуг) в сельскохозяйственных организациях?

    7.   Охарактеризуйте особенности учета продаж в торговых организациях.

    8.   Каков порядок формирования финансового результата от продажи продукции (товаров, работ и услуг) на счете 90 «Продажи»?

    9.   Каковы особенности учета выпуска продукции с использованием счета 40?

    10.   Как ведется учет продажи готовой продукции?

    11.   Каковы особенности учета расходов на продажу в торговом предприятии?

    12.   Как ведется учет реализации товаров на предприятии оптовой торговли?

    13.   Что такое торговая наценка?

    14.   В каких случаях используется в бухгалтерском учете предприятия счет 45 «Товары отгруженные»?

В начало В начало

Тема 16. Учет расчетов по текущим операциям

    Цель: изучение расчетов покупателями и поставщиками, с подотчетными лицами, рассмотрение документального оформления расчетных операций.

    Учебные вопросы: понятие расчетных операций на предприятии, учет расчетов с покупателями и поставщиками, учет расчетов с подотчетными лицами, учет прочих операций.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     виды расчетных отношений на предприятии;

    ·     систему расчетов с поставщикам и подрядчиками;

    ·     учет расчетов с покупателями и подрядчиками;

    ·     основные первичные документы по учету расчетных операций;

    уметь:

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета  текущие операции на предприятии;

    ·     оформлять документы по операциям с поставщиками и подрядчиками;

    ·     оформлять документы по операциям покупателями и подрядчиками;

    владеть навыками:

    ·     составления договоров на поставку и на покупку продукции;

    ·     оформления счет-фактур;

    ·     записи на счетах бухгалтерского учета текущих операций на предприятии.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 16 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: поставщики; подрядчики; покупатели; заказчики; подотчетные лица; счет-фактура; договоры по текущим операциям;

    ·     выполнить тест по теме 16 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Дайте определение понятия дебиторской задолженности и назовите операции, в результате которых она возникает.

    2.   Дайте определение понятия кредиторской задолженности и назовите операции, в результате которых она возникает.

    3.   Что означают понятия «исковая давность», «сомнительная задолженность», «безнадежная задолженность»? Поясните порядок списания дебиторской и кредиторской задолженностей.

    4.   Дайте характеристику счета, на котором формируется информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками. Назовите основные первичные документы и бухгалтерские проводки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

    5.   Дайте характеристику счета, на котором формируется информация о расчетах с покупателями и подрядчиками. Поясните особенности отражения в учете расчетов с покупателями в случаях признания выручки по моменту отгрузки и по моменту оплаты.

    6.   Поясните особенности учета расчетов с поставщиками и покупателями в условных денежных единицах.

    7.   Дайте определение понятия векселя и назовите их основные виды. Назовите бухгалтерские проводки по учету расчетов с использованием товарных векселей.

    8.   Перечислите основные налоги, которые платят организации. Назовите бухгалтерские проводки по начислению налогов и сборов.

    9.   Поясните порядок учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость при разных вариантах учетной политики.

    10.   Назовите виды государственного социального страхования и порядок учета расчетов по единому социальному налогу и другим обязательным социальным взносам.

    11.   Дайте характеристику счета 75 «Расчеты с учредителями» и перечислите бухгалтерские проводки по этому счету.

    12.   Перечислите бухгалтерские проводки при расчетах по предъявленным организацией претензиям.

    13.   Назовите цели выдачи наличных денег под отчет работнику. Поясните порядок их выдачи и списания.

    14.   Поясните, как возмещаются расходы на служебные командировки, и перечислите бухгалтерские проводки.

    15.   Какие операции отражаются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»? Поясните их отражение в учете.

В начало В начало

Тема 17. Учет финансовых результатов

    Цель: изучение формирования доходов предприятия, отражение доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета, рассмотрение направлений использования прибыли.

    Учебные вопросы: доходы и расходы организации, их виды, принципы учета, учет формирования финансовых результатов от различных видов деятельности.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     понятия доходов и расходов предприятия;

    ·     особенности формирования финансового результата;

    ·     правила отражения на счетах бухгалтерского учета;

    уметь:

    ·     правильно классифицировать доходы и расходы предприятия;

    ·     отличать доходы от основной деятельности и доходы от внереализационной деятельности;

    ·     различать расходы от основной и внереализационной деятельности;

    ·     определять финансовый результат предприятия;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета формирование и использование финансового результата работы предприятия;

    владеть навыками:

    ·     формирования финансового результата работы предприятия;

    ·     отражения на счетах бухгалтерского учета формирования и использования финансового результата работы предприятия.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 17 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: доходы; расходы; основная (операционная) деятельность предприятия; внереализационная деятельность предприятия; прибыль до налогообложения; чистая прибыль;

    ·     выполнить тест по теме 17 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме  из практикума по дисциплине; 

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Как подразделяются доходы и расходы организации от видов ее деятельности?

    2.   На каком счете выявляется финансовый результат от обычных видов деятельности?

    3.   На каком счете выявляется финансовый результат от прочих видов деятельности?

    4.   Как исчисляется финансовый результат от обычных видов деятельности?

    5.   Какая запись производится при списании финансового результата от обычных видов деятельности?

    6.   Какая запись производится при списании финансового результата от прочих видов деятельности?

    7.   Какой записью закрывается субсчет 90-9 в конце отчетного года?

    8.   Какой записью закрывается субсчет 91-9 в конце отчетного года?

    9.   Какой счет используется для учета доходов, относящихся к последующим отчетным периодам?

    10.   Какой записью списываются доходы будущих периодов, относящихся к текущему периоду?

    11.   Какой счет предназначен для учета чрезвычайных доходов и расходов?

    12.   Какие расходы учитываются на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение года?

    13.   Какая запись делается на счетах бухгалтерского учета при списании чистой прибыли заключительными оборотами за декабрь?

    14.   Для чего предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»?

    15.   На какие цели используется нераспределенная прибыль отчетного года?

    16.   На какие цели используется нераспределенная прибыль прошлых лет?

В начало В начало

Тема 18. Учет собственного и заемного капитала

    Цель: изучение роли и структуры капитала предприятия, рассмотрение правил учета собственного и заемного капитала.

    Учебные вопросы: понятие капитала организации, учет собственного капитала, учет заемного капитала.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     понятие капитала на предприятии;

    ·     структуру собственного капитала;

    ·     структуру заемного капитала;

    ·     счета по учету собственного и заемного капитала;

    уметь:

    ·     различать собственный и заемный капитал;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета  операции по формированию уставного капитала, резервного, нераспределенной прибыли;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета операции по долгосрочным и краткосрочным обязательствам;

    владеть навыками:

    ·     учета собственного и заемного капитала.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 18 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: уставный капитал; резервный капитал; добавочный капитал; нераспределенная прибыль; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства; принципы кредитования; проценты по кредиту;

    ·     выполнить тест по теме 18 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Назовите основные функции уставного капитала.

    2.   В каких учредительных документах в обязательном порядке фиксируется сумма уставного капитала?

    3.   Каков порядок изменения уставного капитала?

    4.   Какую функцию в системе учета выполняют добавочный и резервный капиталы?

    5.   В каких организациях обязательно исчисляются чистые активы?

    6.   За счет каких средств организация может погасить частично или полностью полученные убытки за отчетный период?

    7.   Какой журнал-ордер используется для учета собственного капитала?   

    8.   Опишите процесс кредитования.

    9.   Какие виды кредитов взяты за основу в системе синтетического учета?

    10.   Назовите особенности учета кредита и процентов по нему.

    11.   Каков порядок учета задолженности по полученным займам?

    12.   Назовите состав затрат, связанных с получением и использованием кредитов и займов.

    13.   Как отражаются затраты по просроченным кредитам?

    14.   В чем особенности раскрытия информации по кредитам в бухгалтерской отчетности?

    15.   Какие показатели баланса суммируются при исчислении чистых активов?

В начало В начало

Тема 19. Учет финансовых вложений

    Цель: изучение понятия финансовых вложений, их видов и методов оценки, рассмотрение правил учета финансовых вложений.

    Учебные вопросы: понятие, классификация и методы оценки финансовых вложений, особенности учета финансовых вложений.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     классификацию финансовых вложений;

    ·     методы оценки финансовых вложений;

    ·     особенности учета финансовых вложений;

    уметь:

    ·     отзличать финансовые вложения от других видов активов;

    ·     правильно оценивать долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;

    ·     отражать на счетах бухгалтерского учета финансовые вложения;

    владеть навыками:

    ·     учета финансовых вложений на предприятии.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 19 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения; ценные бумаги; инвестирование;

    ·     выполнить тест по теме 19 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине; 

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Что понимается под финансовыми вложениями?

    2.   Как группируются финансовые вложения в бухгалтерском учете?

    3.   Какие долевые ценные бумаги вы знаете?

    4.   Какие долговые ценные бумаги вы знаете?

    5.   Какие синтетические счета использует инвестор для учета финансовых вложений?

    6.   На каком счете у эмитента акций отражается задолженность акционеров по подписке на акции?

    7.   Какие организации имеют право выпускать в обращение облигации?

    8.   По какой оценке переоцениваются ценные бумаги перед составлением годового отчета?

    9.   В каком случае создается резерв под обесценение ценных бумаг?

    10.   Какие учетные записи составляются при создании резерва под обесценение ценных бумаг?

    11.   Какие организации имеют право выпускать депозитные (сберегательные) сертификаты?

    12.   Как отражаются в учете приобретенные депозитные (сберегательные сертификаты?

    13.   Какие учетные записи осуществляются у инвестора при получении дивидендов?

    14.   Какие учетные записи осуществляются у эмитента облигаций при расчетах с инвестором по процентам?

В начало В начало

Тема 20. Управленческий учет для анализа и обоснования управленческих решений

    Цель: изучение понятия управленческий учет, концепций учета затрат, рассмотрение планирования и бюджетирования, процедуры принятия управленческих решений.

    Учебные вопросы: цель, задачи и концепции управленческого учета, классификация и методы учета затрат в управленческом учете, управленческие решения и понятия планирования и бюджетирования.

    Изучив данную тему, студент должен:

    знать:

    ·     понятие затрат и их классификацию;

    ·     методику формирования затрат и включения в себестоимость продукции в целях эффективности управления предприятием;

    ·     принципы планирования затрат;

    ·     основы бюджетирования и его виды;

    уметь:

    ·     классифицировать затраты предприятия;

    ·     использовать  затраты предприятия для принятия управленческих решений;

    владеть навыками:

    ·     формирования управленческих решений на основе анализа затрат предприятия.

    При освоении темы необходимо:

    ·     изучить тему 20 из учебного пособия;

    ·     изучить дополнительный материал;

    ·     обратить особое внимание на следующие термины: основные и накладные затраты; прямые и косвенные затраты; калькулирование себестоимости; методы учета затрат; управленческий учет;

    ·     выполнить тест по теме 20 из практикума по дисциплине;

    ·     выполнить задачи по теме из практикума по дисциплине;

    ·     ответить на следующие контрольные вопросы:

    1.   Каковы функции и принципы управленческого учета?

    2.   Перечислите принципиальные отличия управленческого и финансового учетов.

    3.   Назовите признаки классификации затрат в управленческом учете.

    4.   Что понимается под носителем, объектом и центром затрат?

    5.   Какие методы учета затрат применяются по отношению к технологическим процессам?

    6.   Что такое «мертвая точка» и «маржинальный доход»?

    7.   Какие виды бюджетов применяются в управленческом учете?

    8.   Перечислите методы учета затрат и особенности их применения в бухгалтерском учете.

    
В начало В начало