Кроме того,  толщина защитного слоя:

- принимается не менее диаметра арматурных стержней;

- уменьшается для  сборных железобетонных конструкций на 5 мм;

- уменьшается на 5 мм для конструктивной арматуры по сравнению  с требуемой для рабочей арматуры.

Минимальное расстояние в свету между стержнями арматуры принимается не менее наибольшего диаметра стержня и не менее величин, приведенных в таблице 2.9. При этом:

- при стесненных условиях допускается располагать стержни группами;

- расстояние в свету между группами принимается не менее приведенного диаметра стержня

 

Таблица 2.9

 

Положение конструкции при бетонировании. Расположение арматуры в конструкции

Минимальное расстояние между стержнями, мм

При горизонтальном или наклонном положении стержня при бетонировании, для нижней арматуры, расположенной в один ли два ряда

25

То же для верхней арматуры

30

То же при расположении нижней арматуры более чем в два ряда (кроме стержней двух нижних рядов), а также при вертикальном положении конструкции при бетонировании

50

 

Экспериментальные исследования сцепления арматуры с бетоном производятся путем выдергивания арматурного стержня, заделанного в бетон. На рисунке 2.4 показано распределение напряжений выдергивания ss и сцепления tсц вдоль испытуемого образца - стержня арматуры.

Для определения напряжения сцепления можно рассмотреть два близких сечения стержня на расстоянии DХ с переменным растягивающим усилием Z. Если обозначить диаметр стержня через u, а напряжение сцепления на единицу поверхности через tсц, то приращение растягивающего усилия по длине стержня  определится по формуле:

DZ=tсц´ u´DХ, где u=p d.

 

Иначе приращение растягивающего усилия можно определить через площадь поперечного сечения испытуемого образца As,  а приращение напряжений выдергивания Dss по формуле:

DZ=As´Dss , где As=pd2/4.