Кроме того, толщина защитного слоя:
- принимается не менее диаметра арматурных стержней;
- уменьшается для сборных железобетонных конструкций на 5 мм;
- уменьшается на 5 мм для конструктивной арматуры по сравнению с требуемой для рабочей арматуры.
Минимальное расстояние в свету между стержнями арматуры принимается не менее наибольшего диаметра стержня и не менее величин, приведенных в таблице 2.9. При этом:
- при стесненных условиях допускается располагать стержни группами;
- расстояние в свету между группами принимается не менее приведенного
диаметра стержня
Таблица 2.9
Положение конструкции при бетонировании. Расположение арматуры в конструкции |
Минимальное расстояние между стержнями, мм |
При горизонтальном или наклонном положении стержня при бетонировании, для нижней арматуры, расположенной в один ли два ряда |
25 |
То же для верхней арматуры |
30 |
То же при расположении нижней арматуры более чем в два ряда (кроме стержней двух нижних рядов), а также при вертикальном положении конструкции при бетонировании |
50 |
Экспериментальные исследования сцепления арматуры с бетоном производятся путем выдергивания арматурного стержня, заделанного в бетон. На рисунке 2.4 показано распределение напряжений выдергивания ss и сцепления tсц вдоль испытуемого образца - стержня арматуры.
Для определения напряжения сцепления можно рассмотреть два близких сечения стержня на расстоянии DХ с переменным растягивающим усилием Z. Если обозначить диаметр стержня через u, а напряжение сцепления на единицу поверхности через tсц, то приращение растягивающего усилия по длине стержня определится по формуле:
DZ=tсц´ u´DХ, где u=p d.
Иначе приращение растягивающего усилия можно определить через площадь поперечного сечения испытуемого образца As, а приращение напряжений выдергивания Dss по формуле:
DZ=As´Dss , где As=pd2/4.