1. Выберите правильный вариант произношения твёрдого или мягкого согласного перед е: - ака[дэ]мия - аль[те]рнатива + [те]рмин - [дэ] када + ши[не]ль - ф[ле]шка 2. Выберите правильный вариант произношения (е или ё). - никчемность - совремённый - одноименный + афера + платежёспособный 3. Выберите вариант, в котором сочетание чн произносится только как [шн]. - маскировочный - порядочный + конечно - булочная - скворечник 4. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение: - катАлог + каталОг - ходатАйствовать + облегчИть - возбУждено (уголовное дело) 5. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение: + тОрты - облЕгчить + срЕдства - пАртер + жалюзИ 6. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение: + обеспЕчение - тортЫ + красИвее - квАртал + звонИт 7. Укажите, какое из данных ниже существительных наиболее точно передает значение выделенного слова в предложении «Руководитель должен заботиться о своем и м и д ж е»: - авторитет - характеристика + образ - лицо - роль 8. Укажите, какое из данных ниже существительных наиболее точно передает значение выделенного слова в предложении «В статье были приведены убедительные а р г у м е н т ы»: (1) доводы (2) примеры (3) цифры (4) факты (5) данные 9. Отметьте правильные толкования слов: + амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие + корифей – выдающийся деятель на каком-либо поприще + менталитет – склад ума; мироощущение, мировосприятие - эксклюзивный – широко распространенный - толерантный – нетерпимый к кому- или чему-либо (взглядам, мнениям). 10. Укажите правильные варианты: + иметь значение - иметь роль - играть значение + играть роль + оплатить проезд 11. Отметьте предложения, которые характеризуются речевой избыточностью - плеоназмом. + А теперь сказанное поясню словами. + Идем мы по минному полю – то он впереди, то я сзади. - Одновременно можно наблюдать несколько процессов. + На этой фирме есть свободная вакансия. + Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне. 12. Отметьте предложения, которые характеризуются речевой избыточностью - тавтологией. + В заключение следует сказать следующее. - Безусловно, этот вариант решения имеет несколько очевидных преимуществ. + Вы сфотографировались на фотографии? + Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста. + Человек обычно спит не более восьми часов времени. 13.1. Выберите нужное слово (пароним). Предприятия готовы … около 120 наименований сельскохозяйственной продукции. - усвоить + освоить 13.2. Выберите нужное слово (пароним). Работая в системе профсоюзов, он занимал … должность. - выборочную + выборную 13.3. Выберите нужное слово (пароним). Его … талант был высоко оценён критикой. - исполнительный + исполнительский 13.4. Выберите нужное слово (пароним). Я собираюсь … свою работу на конкурс. + представить - предоставить 14.1. Выберите нужное слово (пароним). Следовало бы поставить задачу повсеместного создания … органов самоуправления. - демократичных + демократических 14.2. Выберите нужное слово (пароним). Прошу … мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. - представить + предоставить 14.3. Выберите нужное слово (пароним). Все, кто поедет с нами на катере, должны … спасательные жилеты. - одеть + надеть 14.4. Выберите нужное слово (пароним). Его взгляд на жизнь можно назвать …, так как он полностью оторван от действительности. - идеалистическим + идеалистичным 15.1. Выберите нужное слово (пароним). Надо (1)… намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (2)… решения. - тактически + тактично 15.2. Выберите нужное слово (пароним). Надо (1)… намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (2)… решения. + тактические - тактичные 15.3. Выберите нужное слово (пароним). Андрей – человек (3) …, а сегодняшний день был для него особенно (4) …. . - удачный + удачливый 15.4. Выберите нужное слово (пароним). Андрей – человек (3) …, а сегодняшний день был для него особенно (4) …. . + удачным - удачливым 16. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме? + помидоров - делов + носков - блюдцев + граммов 17. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме? - две пары сапогов + армян - партизанов + апельсинов - туфлей 18. Какие варианты существительных в родительном падеже множественного числа соответствуют литературной норме? - грузинов + чулок - армянов + яблок - две пары джинс 19. Выберите правильный вариант для предложения «Летом … Сочи привлекает туристов»: - солнечное + солнечный - солнечная - солнечные 20. Отметьте правильное согласование прилагательного с существительным. + лечебный шампунь + лечебная шампунь - красивая тюль + красивый тюль - деревянный антресоль 21. Отметьте правильное согласование прилагательного с существительным. + старая мозоль - старый мозоль - широкое авеню + широкая авеню + густонаселенный Токио 22. Укажите литературные варианты употребления сравнительной и превосходной степени прилагательных: + более красивый - более красивше - красивше + красивейший + красивее 23. Укажите литературные варианты употребления сравнительной и превосходной степени прилагательных: + самый звонкий - звончее - более красивше - самый красивейший + красивейший 24. Укажите литературные варианты употребления сравнительной и превосходной степени прилагательных: - более лучший + лучше + более хороший + самый хороший - хорошее 25. Выберите формы глаголов, соответствующие литературной норме: + класть - ложить + положить - покласть - не ложь! 26. Выберите формы глаголов, соответствующие литературной норме: - не хочете? - не трожьте + кладите - махает (рукой) + положи 27. Укажите формы глаголов, соответствующие литературной норме: + обусловливать - удостоивать + удостаивать - ехай! - я убедю вас 28. Выберите правильные варианты управления в сочетаниях слов: + вопреки чему - вопреки чего + перпендикулярный чему - перпендикулярный с чем + благодаря чему 29. Выберите правильные варианты управления существительных и прилагательных: + версия чего - версия о чем + идентичный чему - идентичный с чем - благодаря чего 30. Выберите правильные варианты глагольного и предложного управления: - отмечать о чем + отмечать что + согласно чему - согласно чего + в соответствии с чем 31. Укажите предложения с ошибками в употреблении имен числительных. + В двух тысячи пятом году открыли новый кинотеатр. - Доходы не превысили десяти триллионов рублей. + Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами. + У обоих машин заглохли двигатели. - Все трое сыновей служат в армии. 32. Укажите предложения с ошибками в употреблении имен числительных. + Был утвержден план на двух тысяча пятнадцатый год. - Расстояние измеряется десятью километрами. + В олимпиаде участвовало пятеро девушек. - Выпуск продукции увеличился за год на пять целых восемь десятых процента. + Обои спортсмена участвовали в соревнованиях. 33. Укажите предложения с ошибками в употреблении имен числительных. + Санаторий находится всего в полтора километрах от города. - Автомобиль стоил около четырехсот шестидесяти тысяч рублей. + У него один сын и двое дочерей. + Он может писать обоими руками. + Она закончит школу в двух тысяча семнадцатом году. 34. Найдите предложения с ошибками в употреблении деепричастного оборота. - Потеряв деньги, она отказалась от покупки подарка. - Пользуясь калькулятором, можно легко производить расчеты. + Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись. + Составляя деловое письмо, у меня возникли трудности. 35. Найдите предложения с ошибками в употреблении деепричастного оборота. + Обсуждая проблему, было найдено её решение. - Готовясь к экзамену, студент занимался в библиотеке. - Уходя из дома, проверьте, выключен ли утюг. + Ещё находясь в пути, туристов начинают знакомить с городом. - Прочитав книгу, я вернул ее другу. 36. Найдите предложения с ошибками в употреблении деепричастного оборота. - Уезжая из дома надолго, позаботьтесь о безопасности вашего жилища. - Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы, мы + Решив задачу, оказалось, что ответ неправильный. + Войдя в аудиторию, мне стало холодно. - Закончив работу, все отправились по домам. 37. Какой из синонимов имеет книжную окраску? - бессмысленный - нелепый - глупый + абсурдный - дебильный 38. Какой из синонимов имеет книжную окраску? - бесспорный - несомненный - безусловный + непреложный - стопудовый 39. Какой из синонимов имеет разговорную окраску? - сначала - вначале - первоначально + поначалу + сперва 40. Укажите особенности официально-делового стиля: - образность и детальность изложения + точность и детальность изложения - эмоциональность изложения - обобщенно-отвлечённый характер изложения. + официальность 41. Для официально-делового стиля характерно употребление: - эмоционально-оценочных слов - вводных слов и междометий + юридических терминов - общественно-политической лексики + канцеляризмов 42. Для официально-делового стиля характерны следующие общие особенности: - образность и детальность изложения + стандартизованность изложения - эмоционально-оценочный характер изложения - обобщённо-отвлечённый характер изложения + императивность 43. -------------------------- - это жанр законодательного подстиля официально-деловой речи. + судебная речь - интервью - переговоры - совещание + конституция 44. ------------------------------- - это жанр управленческого подстиля официально-деловой речи. - закон + договор - судебный акт - коммюнике + протокол 45. ---------------------------- - это жанр управленческого подстиля официально-деловой речи. - закон + заявление - судебный акт - нота + приказ 46. Стилистически корректная фраза из текста заявления: - Я прошу разрешения досрочно сдать экзамен. - Прошу Вас позволить мне досрочно сдать экзамен. - Прошу Вашего согласия на досрочную сдачу экзамена. + Прошу Вас разрешить мне досрочно сдать экзамен. - Прошу Вашего разрешения для досрочной сдачи экзамена. 47. Стилистически корректная фраза из текста автобиографии: - Я, Иванов Сергей Сергеевич, 1988 г. рождения, родился 7 июня в г. Москве. + Я, Иванов Сергей Сергеевич, родился 7 июня 1988 года в г. Москве. - Я, Иванов Сергей Сергеевич, проживаю в г. Москве, где родился 7 июня 1988 года. - Я, Иванов Сергей Сергеевич, 1988 г. рождения, уроженец г. Москвы. - Моё имя Иванов Сергей Сергеевич, я родился в г. Москве в 1988 году, 7 июня. 48. Стилистически корректная фраза из текста резюме: - Цель: ищу работу по специальности. + Цель: трудоустройство по специальности. - Цель: карьера по специальности. - Цель: должность по специальности. - Цель: вакансия по специальности 49. В каком стиле произносится агитационная речь: - научном + публицистическом - художественном - официально-деловом - разговорном 50. Какие средства помогают сделать нашу речь образной, эмоциональной и выразительной? - аббревиатуры + пословицы и поговорки - речевые штампы + крылатые слова и фразеологические выражения - термины 51. Какие слова могут сделать нашу речь непонятной, недоступной адресату? - общеупотребительные слова + иностранные слова - эмоционально-экспрессивная лексика, выражающая чувства, эмоции - пословицы и поговорки + терминологическая лексика 52. К научно-справочному подстилю научного стиля речи относится: + словарь - монография - статья - патентное описание + каталог 53. К психологическим доводам относятся следующие суждения: - ранее доказанные законы науки + обращение к чувству собственного достоинства - аксиомы и умозаключения + обращение к товарищеским чувствам + эмоциональная убежденность пишущего (говорящего) 54. К логическим доводам относятся: + ранее доказанные законы науки - обращение к чувству собственного достоинства + аксиомы и умозаключения - обращение к товарищеским чувствам + законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально 55. Высшей формой национального языка является - жаргон - диалект - просторечие + литературный язык - разговорная речь 56. Под культурой речи понимается + владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах - употребление в речи научных слов + выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации - использование большого количества выразительных средств языка - знание устаревших и заимствованных слов 57. Какие функции выполняет язык? + Коммуникативную - Ценностно-ориентирующую - Образовательную + Познавательную + Экспрессивную 58. Укажите обязательные компоненты культуры речи. + Коммуникативный + Нормативный - Эстетический + Этический - Педагогический 59. Какое из приведенных утверждений является логическим определением понятия «язык»? - Язык – ключ науки, орудие правды и разума. - Языком учат, убеждают, наставляют. - Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. + Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система знаковых единиц. - Язык – это слова и предложения. 60. Норма - это + образец единообразного, общепризнанного употребления языковых средств, закрепленных правилами. - система знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий, мыслей человека и предназначенная для общения. - правильное употребление слов в предложении. - правильное образование грамматических форм слов разных частей речи. - правильная речь.